Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

«Скрытые чемпионы 21 века. Стратегии успеха неизвестных лидеров мирового рынка» Герман Симон

В «тени» «Кока-колы»

 

Рецензия на:

 

«Скрытые чемпионы 21 века. Стратегии успеха неизвестных лидеров мирового рынка.» Герман Симон. - М.: КНОРУС, 2015. – 240 с.

 

 

«Современная литература по менеджменту наводит на мысль, что учиться следует по большей части или же исключительно – только на примерах успешных крупных компаний. Мы же пришли к выводу, что многие из наиболее успешных долгоживущих и наиболее конкурентоспособных компаний работают под покровом скрытости и остаются неизвестными даже экспертам по бизнесу.» Так начинает Герман Симон 11-ю главу «Уроки скрытых чемпионов» своей книги, посвященной этим удивительным компаниям. Кто такие эти «скрытые чемпионы»? И чем же это они так интересны?

 

«Скрытые чемпионы» - это относительно небольшие (от 400 до 4 тыс. занятых и оборот от 400 млн. до 4 – 5 млрд. дол. США) которые занимают доминирующие позиции (от 40 до 100% национального или от 20 до 70% мирового) на своем рынке. Таких компаний в мире, по оценке Германа Симона около 2,5 – 3,5 тысяч. И половина этих компаний располагается в Германии, но работают они по всему миру. Т.е. «скрытых чемпионов» как минимум в три раза больше, чем крупных транснациональных компаний. В этих компаниях трудятся менее 0,5% всех работников мира (но в Германии – 7% занятых), а объем выпуска «скрытых чемпионов» превышает 5% мирового производства товаров и услуг. Т.е. они демонстрируют поразительную производительность труда и конкурентоспособность.

 

А еще более трети компаний «скрытых чемпионов» работают на своих рынках более 100 лет. Средний возраст компании «скрытого чемпиона» составляет 60 – 65 лет. Руководитель такой компании занимает свой пост 22 – 24 года, что в четыре раза превышает срок «руления» СЕО крупной корпорацией. Текучка кадров в «скрытых чемпионах» в пять раз ниже, а заработная плата в 1,5 – 2 раза выше, чем в промышленности США, Германии и даже Японии. Впрочем, в Японии «текучка» выше всего в два раза - и это при остаточных явлениях от «пожизненного найма», практиковавшегося в этой стране еще четверть века назад.

 

«Скрытые чемпионы» затрачивают в пять раз меньше времени и денег на инновации и имеют в пять раз больше патентов (в расчете на 100 работников) чем крупные компании. «Скрытые чемпионы», как было сказано выше, являются лидерами своих рынков. Но рынки эти относительно небольшие. Мировой объем рынка на котором они работают редко превышает 5 – 7 млрд. дол. США. «Скрытые чемпионы» работают преимущественно в В2В секторе, выпускают всякие промышленные «штуки-дрюки» узко-специализированного назначения. Типа оборудования для покрытия жидко-кристаллических панелей или электрических ограждений для овечьих пастбищ.

 

Но есть среди них и компании выпускающие 90% театральных занавесов, 75% колесиков для больничных каталок, 60% «ценовых табло» для заправочных станций и т.д. И даже компания - выпускающая жевательный мармелад в форме мишек.

 

Из многолетнего анализа включающего сотни интервью с руководителями и анкетирования компаний «скрытых чемпионов» Симон выносит 8 уроков. Вот они:

  1. Воля и цели всегда первичны.
  2. Низкая текучесть кадров доказывает, что сотрудники высоко ценят корпоративную культуру и платят фирме высокой исполнительностью и ответственностью.
  3.  Уникальность должна быть сформирована изнутри и не может быть куплена на рынке; она требует глубины и сдержанности по отношению к аутсорсингу.
  4. Децентрализация является эффективным способом сохранения преимуществ. К ней надо прибегать во всех случаях, когда это возможно.
  5. Амбициозные цели достижимы при условии фокусирования своих ресурсов.
  6. Глобализация открывает возможности для роста даже для небольших компаний.
  7. Инновации – это единственное эффективное долгосрочное средство, которое помогает преуспеть в условиях глобальной конкуренции.
  8. Близость к потребителю создает конкурентные преимущества.

 

Эти уроки могут быть полезны как для небольших (по нашим российским понятиям «средне – крупных») компаний, крупных корпораций, диверсифицированных конгломератов, стран, политиков и даже ищущих работу специалистов. И каждому из этих уроков посвящена отдельная глава в этой небольшой но очень познавательной книге.

 

Заключительная глава – «Компании – скрытые чемпионы в России» написана профессором Финансового университета при Правительстве РФ А. Ю. Юдановым. В ней использовались некоторые наработки наших коллег из РЭУ им. Плеханова – членов Гильдии Маркетологов Ольги Сагиновой и Ирины Скоробогатых.

Примерами российских скрытых чемпионов являются:

  • Компания «Волга-Днепр» - 60% мирового рынка чартерных негабаритных авиаперевозок.
  • ВСМПО – АВИСМА – 30% мирового рынка титановых сплавов, выручка 1,4 млрд. дол. США в 2012-м году.
  • Вертолеты России – 56% мирового парка сверхтяжелых вертолетов, 35% боевых вертолетов и 17% тяжелых вертолетов; выручка – 4 млрд. дол.
  • Лаборатория Касперского
  • Яндекс – 63% национального рынка интернет-поисковиков

 

ИГОРЬ Березин

Партнер консалтинговой компании Semperia M&S

Ведущий эксперт исследовательского холдинга Romir

Председатель Совета Директоров полиграфических компаний: «Советская Сибирь», «Уральский рабочий», «Тюменский дом печати», «Челябинский дом печати», «Дальпресс»

Президент Гильдии Маркетологов

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены