КУДА КАТИТСЯ АВТОПРОМ?
Дмитрий Чумаков
Генеральный директор Vector Market Research
Член Гильдии Маркетологов
Автомобильная отрасль находится на пороге величайшей трансформации, которой по масштабам не было равных за всю историю автомобилестроения со времен конвейера Г. Форда. Кардинальным изменениям подвергнется абсолютно все, от самого продукта, до дистрибуции и подходов к использованию.
Каршеринг: сомнительный бизнес для автопрома
Казалось бы, новый сегмент, который мог бы увеличить продажи, на самом деле из-за более эффективного использования автомобилей будет негативно влиять на объемы продаж новых автомобилей: ведь один автомобиль может решать транспортные задачи нескольких человек.
Конечно, каршеринг привлечет новую аудиторию, которая и не рассматривала бы покупку автомобилей (в том числе, и подержанных). Но это не будет компенсироваться оттоком «традиционных» покупателей новых автомобилей, поскольку они будут выбирать каршеринг ввиду доступности, удобства использования в мегаполисах, которые становятся менее комфортными для личных автомобилей, а также для снижения расходов.
Объемы перейдут в подписку
Автомобили по подписке – наиболее перспективная модель, которая предполагает пользование физическим или юридическим лицом автомобилем с осуществлением ежемесячных платежей, что не требует оформление кредита или затянутых во времени формальностей. Такой сервис предоставляется как независимыми компаниями, так и производителями автомобилей.
Самостоятельная организация сервиса подписки производителем автомобилей позволит получить ряд преимуществ, включая:
При этом, конечно, масштабное развитие такой модели потребует колоссального финансирования, которое может оказаться доступным не для всех.
В плане послепродажного обслуживания, если автомобили фактически будут принадлежать их производителям (через дочерние структуры), можно предположить корректировки регламентов и интервалов технического обслуживания, что, впрочем, может пройти незаметным для многих автолюбителей ввиду развития и постепенного перехода на электрическую мобильность.
Масштабное развитие направления автомобилей по подписке (по некоторым оценкам до 50% объема новых автомобилей к 2030 будет «продаваться» именно таким образом) окажет сильное влияние на автокредитование и автострахование: финансирование и услуги страхования будут нужны „оптовому“ покупателю, а значит изменятся и цены на эти услуги, и система продаж. Рынок автомобилей с пробегом будет трансформироваться с меньшей скоростью, что позволит страховщикам и банкам перестроиться под новые реалии.
Дилерам придется перестраиваться
Серьезные изменения ожидают и дилерские центры. Покупка автомобиля – серьезное решение, связанное с приобретением дорогостоящего товара длительного использования. Поэтому в рыночной модели, когда новые автомобили приобретаются в собственность, роль дилерских центров в их текущей формации сложно переоценить.
В модели рынка, где автомобили берутся «в пользование», автолюбителям уже не нужно принимать сложное решение: ведь если автомобиль не понравится, его можно вернуть и взять другой. А значит, решения можно будет принимать удаленно, например, через мобильное приложение, а функция дилера ограничится передачей автомобиля. Здесь, кстати, кроется уникальная возможность для производителей автомобилей: они смогут давать в пользование автомобили в более наполненных комплектациях (стоимость дополнительного оборудования будет относительно незаметна для пользователя благодаря ее распределению на ежемесячные платежи). Положительный эффект для производителей от передачи по подписке – не только в виде изначальной маржи, но и в будущих доходах от сервиса.
И эти все изменения накладываются на стремительное развитие технологий, требующих миллиардные инвестиции, включая электрическую мобильность и беспилотный транспорт, а также появление новых конкурентов из «не автомобильных» отраслей.
Автодилерам придется делать основной упор на продажи автомобилей с пробегом, послепродажное обслуживание и искать дополнительные источники дохода. Причем, поскольку плательщиком за регламентное обслуживание существенной части новых автомобилей будут автопроизводители, то стоимость работ будет ниже, чем в случае, когда оплату осуществляют розничные клиенты, а значит надо будет еще эффективнее управлять расходами дилерского предприятия.
Количество автодилеров в России сокращается, что сопровождается снижением рентабельности дилерского бизнеса по многим, хотя и не по всем маркам автомобилей. Поэтому далеко не все смогут скорректировать бизнес модели и добавить в продуктовую обойму перспективные решения на долгосрочный период. В этой связи мне видится перспективным объединение дилеров для того, чтобы консолидированными усилиями найти новые дополнительные источники дохода.