Долгосрочные отношения с клиентами — основа любого бизнеса. Постоянные и прочные узы, связывающие нас с покупателями, увеличивают доход и обеспечивают стабильное развитие и регулярное внедрение инноваций. Поэтому работа над укреплением взаимоотношений — задача не менее важная, чем создание уникального продукта.
Бывают ситуации, когда после долгосрочного сотрудничества клиент принимает решение уйти — например, в ожидании возможной выгоды в другом месте, или по причине прихода нового менеджера, приводящего своих поставщиков товаров или услуг.
Как быть в подобной ситуации? Клиента не позовёшь на семейную терапию для восстановления отношений. Одной из мер по укреплению взаимоотношений с клиентами и предотвращению ситуаций ухода стала разработка и внедрение нами стоимостного досье клиента.
Стоимостное досье — это таблица, наглядно отражающая все действия, которые мы предприняли ради пользы клиента, а также наше лояльное отношение к изменениям в проекте и решения проблем, осуществлённые нашей стороной. Таких моментов за несколько лет набирается много. С помощью стоимостного досье мы сообщаем новому менеджеру компании клиента, как давно работаем с его компанией и насколько положительным был эффект нашего сотрудничества. Если клиент решил уйти от нас к конкурентам, мы так же знакомим его со стоимостным досье. Стоимостное досье наглядно выражает статистику по работе, которую мы проделали, а также вдохновляет нас уважать собственные заслуги в истории взаимоотношений с клиентом.
Главное правило, которого мы придерживаемся в отношениях с клиентом, — создать такие условия, чтобы ему было максимально комфортно работать с нами. Если у клиента возникли технические неполадки, и он просит перенести сроки проекта, мы идём навстречу. Или нужно срочно найти одного-двух специалистов на завтра. Это довольно трудоёмкий процесс — запускать проект ради всего лишь пары человек. Но любой клиент, который к вам обратился, — тёплый клиент. Такой клиент придёт к вам не раз. Вдобавок он будет вашим добровольным и бесплатным PR-менеджером, рекомендуя вас своим коллегам и партнёрам, и обеспечивая приток новых клиентов. Понимание того, что вы старались даже для поиска одного-двух человек является важным показателем заботы о клиенте. Клиенты дорожат подобным отношением.
В стоимостном досье клиента нужно отразить следующую информацию:
Стоимостное досье наглядно свидетельствует о ценностях, которые вы создали, и помогут клиенту в анализе вашей эффективности, если он захочет выбрать конкурента из-за более низкой стоимости его услуг. Стоимостное досье сработает на укрепление лояльности клиента — и на вашу собственную мотивацию, если вдруг вы забыли, какой значительной была ваша роль в отношениях с клиентом.
Методиева Илона, руководитель Первого Агентства по рекрутингу респондентов ADS, Лауреат Гильдии Маркетологов.