КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ВУЗ?
Для этого надо на время стать самому маркетологом.
Шучу, давайте посмотрим, как это может сделать профессиональный маркетолог.
Предположим, есть два классических варианта выбора.
1. Эмоциональный. По престижу, известности. Учатся друзья. Вуз хвалят. Спорт, студенческая жизнь (КВН и пр.)
2. Рациональный. Не дорого. Хорошие педагоги. Есть иностранные языки. Недалеко от дома. Стажировки, трудоустройство.
— Пункт 1 и 2 – это бренд вуза. Все вместе, это любовь,
ваш выбор уже сделан в голове.
Но, если вы еще в раздумье, то далее этот текст для вас.
Заметим, работодатели особенно не обращают внимание на бренд вуза, их больше интересует, а какие скилы есть у соискателя!
Какие же вузы дают эти скилы?
Как же выбрать правильный надежный вуз, где научат, как стать маркетологом, рекламистом, PR и журналистом?
Как не влипнуть и не потратить деньги зря?
Пошли далее советы и рекомендации!
— Выбирайте вуз, как если бы, вы выбираете товары
длительного пользования: квартиру, дачу, машину.
Посмотрите на «фундамент» дома — государственный или нет, „мотор“ — качество образовательной программы.
— Для таких специальностей как: маркетинг, реклама и
пиар, журналистика лучше подходят гуманитарные вузы или почти гуманитарные, социально-экономические.
Эти профессии требуют от человека высокой коммуникативности и творчества. Умение коммуницировать требует изучения истории, культуры, философии, социологии, лингвистики.
— Обратите внимание на наличие в этих вузах
факультетов или кафедр в области управления, экономики, социологии, юриспруденции. Если они есть, то школа и педагогическая, и научная здесь обеспечена.
Вас там, как минимум, не испортят.
Есть вузы, где процесс образования напоминает длительные многогодичные курсы. Они, в силу их «молодости» не имеют богатой материально-технической базы и качественных преподавателей.
Это не ваши вузы.
— Имейте ввиду, что на подготовку к конкретной
профессии, чтения лекций и семинаров в качественных вузах, чтобы подготовить специалиста в области менеджмента рекламы, специалиста по PR, интернет маркетолога, SMM менеджера, копирайтера, веб-дизайнера, контент – менеджера, тем более SEO специалиста или веб-аналитика приглашаются специалисты — практики в этих профессиональных областях. Смотрите, есть такие в составе факультета, кафедр.
— Для таких специальностей как: маркетинг, реклама и
пиар, журналистика лучше подходят гуманитарные вузы или почти гуманитарные, социально-экономические.
Эти профессии требуют от человека высокой коммуникативности и творчества. Умение коммуницировать требует изучения истории, культуры, философии, социологии, лингвистики.
Как можно понять, есть ли устойчивая корреляция между брендом (виртуальным качеством) и реальным качеством обучения в вузе?
Маркетологи, обычно, прежде чем рекомендовать тот или иной путь к успеху, проводят ситуационный анализ, оперативное исследование рынка.
Для такого экспресс исследования были выбраны 8 вузов, где можно получить высшее образование по указанным направлениям, где набор ЕГЭ примерно совпадает.
Это: ВШЭ, РУДН, ФУ, РГГУ, РЭУ, МосПолитех, ГУУ, РГСУ.
— 1). Бренд вуза — это широкая и безусловная
известность среди выпускников, абитуриентов и их родителей.
Не надо рассказывать никому, что такое МВТУ, МИФИ, МФТУ. Все и так знают, это интеллектуальные монстры с техническим и математическим уклоном. Сюда же надо добавить немного более социальные вузы, но такие же престижные: МГИМО, ВШЭ. Это мощные, раскрученные, широко известные торговые марки вузов -бренды России. Про МГУ речь не веду, сам его окончил пару раз, вы все сами знаете, что здесь классика обучения.
— Но нас интересуют вузы, где учат маркетологов,
рекламщиков, PR-щиков и журналистов.
Общественное мнение, рейтинг этих брендов, спрос на такие вузы со стороны потребителей высшего образования может быть зафиксирована по рейтингу запросам в Яндекс. Слова. https://wordstat.yandex.ru/ (04.04.2022).
На основании собранной там информации (она доступна всем, каждый может это проверить), выясняется:
— Самый высокий спрос: собирает ВШЭ – 9 804 запроса в
месяц. Это огромным отрыв и успех – общественное признание среди всех остальных вузов.
Далее идут вузы по убыванию запросов: РУДН (983); ФУ (818); РГГУ (626); РЭУ (402); МосПолитех (395); ГУУ (213); РГСУ (178).
Так, теперь мы видим, как выстроились бренды вузов.
Вроде понятно, куда идти учиться!
Но?
— А как определить качественные вузы? Как измерить
качество? По сути, 100%, никак. Но, все же можно. Это можно сделать только со стороны экспертов. Нет, не нами, не преподавателями – заинтересованными лицами, не на ДОД), но по мнению студентов и выпускников.
Правильно будет получить оценку от тех, кто является (являлся) субъектами образовательной деятельности, непосредственными участниками образовательного процесса, кто конкретно натерпелся и крикнул, когда уходил, ура, образование закончилось!
Вы можете возразить, а что их спрашивать, они еще молодые и ничего не …).
Да, они молодые, но больше не у кого спрашивать. Кстати, спрашивают анонимно и по максимуму многих.
По результатам опроса строится рейтинг реального качества вуза.
А есть ли такая экспертиза, такой рейтинг качества вузов?
Да есть, например: https://moeobrazovanie.ru/ Компания много лет проводит такую важную работу и не может быть не замеченной.
Опросы и их результаты основаны на репрезентативной выборке.
Это надёжная экспертная оценка со стороны студентов и выпускников (мнение тех, кто учиться или учился), которая как сейчас увидим, очень даже не совпадает с рейтингом брендов.
— Вы будете удивлены, но общественное мнение (имидж)
не совпадает с частным внутренним мнением экспертов (репутацией), со стороны самих участников обучения.
— На поверку, вузы становятся не вполне брендовыми, т.е. качество их обучения ниже их всенародной, исторической славы!
И они тут выстраиваются, наоборот.
— С большим отрывом, по набранным баллам, от других вузов заметны два качественных вуза: ГУУ (85,3) и
РГСУ (84,3).
Далее идут ВШЭ (84.0), РГГУ (83,5).
Потом следуют, по убыванию: Фин. Универ (83,4), Московский Политех (82,5), РУДН (78,0). Замыкает эту спускающуюся вниз колонну – РЭУ (76,5)!
Это рейтинг реального качества обучения, который составлен на основании экспертного заключения, набранным баллам со стороны студентов и выпускников.
Не стоит приводить примеры отзывов, сами их посмотрите. Они разные, от хороших, до очень даже негативных.
Так решили оценить качество обучения в этих вузах студенты, которые там учатся.
Я же, просто подсмотрел.
— Так кому же верить, как же так, скажите вы, товарищ,
профессор, вы что нам голову морочите?
А тусовка, а пальцы гнуть, а где лучше пыльнуть, а …)?
— Решать, только вам!
Выбор профессии и вуза – это выбор будущей и настоящей профессиональной и личной биографии.
Многие, до 70% выпускников продолжают свое образование в одном и том же вузе. Получают еще одно образование, второе, магистратуру, аспирантуру.
У студентов есть шанс поменять свою профессию во время учебы, перейти на другую программу обучения.
Сегодня с помощью Интернет, все мы превращаемся в «вечных студентов».
Это уже устойчивый тренд нашего времени.
Какой из этого можно сделать вывод?
— При выборе вуза, конечно, маркетологом вы не станете и
не сможете провести тщательный анализ реального качества брендов!
Мы, маркетологи сделаем это за вас!
Подобный анализ может быть проведен по любым другим вузам и профессиям, которые вы пытаетесь выбирать.
С уважением и готовностью, протестировать вашего чада, определить куда же надо и целесообразно поступать, ваш профессор Дмитрий Анатольевич Шевченко.
Обращайтесь в Гильдию Маркетологов.