Дайте маркетологам позаниматься маркетингом
Чем на самом деле занимаются специалисты по маркетингу большую часть рабочего дня?
Александр Воробьев
Директор по развитию BrandMaker-Russia
Член Гильдии Маркетологов
Когда в течение достаточно продолжительного времени встречаешься с людьми и обсуждаешь построение рабочих процессов в их маркетинговых отделах, постепенно набирается этакая критическая масса информации – как в атомном ректоре. И эти знания сами собой подталкивают к определённым выводам, эмоциям, оценкам.
С одной стороны – сейчас модно быть эффективным. Популярны «бережливые технологии», тайм-менеджмент, инновационный менеджмент, книги о проактивном мышлении. Примеры талантливых предпринимателей – таких, как Стив Джобс, например – вдохновляют на то, чтобы самим становиться более дерзкими, более гибкими, стремиться разглядеть перспективу во всем, что встречается у нас на пути. И в то же время, когда дело касается рутинных вещей, мы остаемся до смешного ленивыми.
Наши немецкие коллеги из головного офиса BrandMaker в Карлсруэ, Германия, подсчитали, что до 65% своего рабочего времени маркетологи тратят на чисто административную рутину, не связанную с маркетингом. Так происходит из года в год, и это воспринимается как данность.
Эти данные, мягко говоря, актуальны и для России, учитывая нашу склонность к бюрократии. Вот из чего складывается обычный рабочий день обычного «менеджера по маркетингу и рекламе»?
Допустим, это менеджер работает в компании средних размеров, достаточно активно продвигающей свои продукты или услуги. В любой произвольный момент времени картина этой активности примерно одинакова: идёт какая-нибудь рекламная кампания по одному из бизнес-направлений, готовится следующая и анализируются результаты предыдущей. Соответственно, маркетолог занят одновременно разработкой, планированием, контролем и отчетностью. И, как это всегда бывает, все вещи в одинаковом приоритете и одинаково срочные.
И в каждом из этих направлений, как уже было сказано, около ⅔ своего рабочего времени маркетолог тратит на рутинные административные операции. Взять, к примеру, подготовку новой рекламной кампании. Нужны новые рекламные макеты. Для этого нужно: оформить и выслать ТЗ дизайнеру, дождаться от него первых превью, оформить их для согласования со всеми необходимыми инстанциями – юристами, профильным бизнес-подразделением, высшим руководством… Собрать в кучу все замечания по доработке макета, снова оформить их и выслать дизайнеру, дождаться исправленного варианта и запустить согласование по следующему кругу… Получить-проверить-оформить-переслать, получить-проверить-оформить-переслать…
Или, например, составление отчетности по проведенной кампании. Нужно собрать со всех подразделений информацию, свести её в один файл, оформить всё, разослать руководителям подразделений для согласования, внести корректировки, отправить для согласования высшему руководству… И снова это – получить-проверить-оформить-переслать. К счастью, в отличие от рекламных макетов, файлы отчётов «весят» немного, и хоть технических проблем с их пересылкой не возникает.
Кто там говорит, что маркетолог – это жутко творческая профессия, которую невозможно автоматизировать? Ещё раз — типичные рутинные задачи простого исполнителя — это получить-проверить-оформить-переслать.
И это полбеды. Если бы этот процесс работал чётко и быстро, как часы. Но – письма в электронной почте имеют свойство не доходить или попадать в спам. Те, от кого нужно согласование как можно скорее, имеют свойство засиживаться на совещаниях, не просматривать почту, уезжать в командировки и тому подобное. Дизайнеры имеют свойство понимать все не с первого раза, а как минимум с третьего… В общем, везде и всюду нужны «контрольные звонки», напоминания, перестраховки по времени, чтобы вписаться в сроки… Рутина, рутина и еще раз рутина, которой в итоге подчиняется всё остальное.
И выход-то вроде очевиден. Не нужно пытаться автоматизировать сам по себе маркетинг. В этой профессии действительно есть вещи, которые может сделать только человек. Но кто мешает облегчать сотрудникам рабочий процесс, давая им современные высокоэффективные инструменты? Ребята, задумайтесь! Получил-проверил-оформил-переслал – это не функционал маркетолога! Это второстепенные и даже третьестепенные вещи, которые должны делаться буквально парой щелчков мыши. Двадцать первый век на дворе! Набирают обороты «облачные» сервисы, позволяющие не привязываться к конкретному компьютеру и к географическому положению, организовывать совместную работу с документами в единой веб-среде… Но нет же – маркетолог по старинке собирает от коллег Excel-таблички с отчетами и чуть ли не на калькуляторе пересчитывает их и собирает воедино.
Коллеги, наша проактивность, инновационность, тайм-менеджмент должны начинаться именно с этих вещей! Эффективность маркетингового подразделения зависит от того, сколько реально времени сотрудники тратят на важные маркетинговые задачи, а не на поиск нужных превьюшек и передачу корректировок дизайнерам. Каких результатов можно ожидать от людей, которые на решение своих приоритетных задач могут потратить только около трети своего рабочего времени? Чтобы сгладить этот перекос, приходится нанимать больше сотрудников или вынуждать тех, кто есть, работать сверхурочно. Маркетологи в большинстве компаний – это не те люди, кто приходит ровно в девять и уходят ровно в шесть…
Давайте будем беречь время. Своё и своих коллег.