Июль – «все ушли на ремонт».
В июле 2012-го года повседневные потребительские расходы сократились на 3% по сравнению с июнем; и на 12% по сравнению с мартом. При этом расходы на продукты питания снизились на 26,5%, а на приобретение непродовольственных товаров повседневного спроса выросли сразу на 60%. Мы видим только одно объяснение этому феномену — ремонт.
Игорь Березин
Ведущий эксперт исследовательского холдинга Romir
Президент Гильдии Маркетологов
По данным исследовательского холдинга Romir, полученным на основе панели домашних хозяйств, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в июле 2012 года продолжили сезонное снижение. Минус 3% к июню. В июне 2012-го было минус 2% по сравнению с маем. В мае – минус 4% к апрелю. В апреле – минус 3,5% к марту. Итого – снижение в июле на 12% по сравнению с мартом. Ничего необычного – нормальное сезонное снижение потребительской активности. Ровно такую же картину Ромир наблюдал и в прошлом 2011-м году. А летом 2010-го «сезонное снижение» превысило 20%. Но, тогда, как мы еще помним, дневная температура зашкаливала за 35 градусов. Все бы тихо, да гладко – если бы не одно „но“…
Доля продуктов питания в общих повседневных расходах (без учета услуг и крупных покупок) снизилась с 72 до 54%, а доля непродовольственных товаров, соответственно выросла с 28 до 46% — т.е. более чем в 1,5 раза. Мало того, что доля непродовольственных товаров достигла абсолютного максимума за весь период наблюдений. Так, произошло это в один из самых «спокойных» месяцев – июле, никогда ранее не замеченном ни в чем подобном. См. Диаграмму 1.
В августе доля непродовольственных покупок традиционно возрастает в связи с подготовкой семей школьников к новому учебному году. В декабре – в связи с Новым годом и Рождеством. В мае, иногда – в связи с открытием дачного сезона. Если весна ранняя и теплая – это может произойти даже в апреле. Но, в июле то что?
Диаграмма 1. Доля непродовольственных товаров в повседневных потребительских расходов в 2008-2012 гг.
Источник — Ромир
У нас есть только одно объяснение данному феномену. Ремонт. Есть гипотеза, что в июле этого года реализовались давнишние планы по проведению ремонта в городской квартире или на даче у существенно большей доли горожан, чем в предыдущие годы. Почему? Трудно сказать. Возможно, сыграло свою роль нормальное и даже слегка прохладное лето. Возможно, так горожане отреагировали на усиление нестабильности на валютном рынке в конце весны – начале лета, когда рубль за три недели ослаб к доллару более, чем на 15%. И решили именно таким образом подготовиться к кризисной осени. Об ожиданиях кризиса Ромир уже писал в одном из предыдущих релизов. Возможно, сказалось повышение оплаты труда и должностных окладов в бюджетной сфере. Иного объяснения росту номинального объема непродовольственных расходов в июле сразу на 60% по сравнению с июнем у нас нет. При этом расходы на покупку продуктов питания снизились более чем на четверть (26,5%). Отчасти это объясняется начавшимся периодом отпусков и отъездом части горожан к теплым морям, как в России, так и за ее пределами. Подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу можно будет только когда появятся окончательные цифры по продажам строительных и отделочных материалов за 3-й квартал. Т.е. – не раньше ноября.
СПРАВКА:
Исследовательский холдинг Ромир разработал новый инструмент измерения потребительской реальности – «Ромир — индексы покупательской активности», рассчитываемые на основе панели домохозяйств, оснащенных сканерами штрих кодов.
«Ромир — индексы покупательской активности» отражают динамику потребления товаров повседневного спроса и цен на них, качественный и количественный состав потребительской корзины, изменения в предпочтениях в отношении мест покупок жителей российских городов.
Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые, верифицированные данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более (технология сканирования штрих кодов).