Игорь Березин, руководитель Аналитической Группы «Эксперт МА», Президент Гильдии Маркетологов, expert-ma@expert.ru
Мы с женой решили купить пылесос. Вообще-то мы ничего такого не решали. Просто месяца три назад мы
К делу мы подошли сугубо по научному. Зря что ли я 10 лет читаю лекции по маркетингу и потребительскому выбору, да еще…, но это уже избыточная самореклама. Жена купила журнал «Потребитель» и не стала отказываться от пары буклетов, которые ей настойчиво предлагали в магазинах „Мир“ и „М-Видео“.
Во-первых, определили для себя — чего мы хотим от нового пылесоса. А хотели мы следующего (в порядке убывания важности):
Насадки, фильтры и срок гарантии не имели для нас принципиального значения. Так же как и место приобретения. То есть с местом приобретения техники мы определись уже давно и навсегда. Это должен быть ближайший к дому магазин, принадлежащий к известной торговой сети. К нашему дому ближе всего расположены «Мир» и „М-Видео“. „М-Видео“ — поближе, а „Мир“ — подальше, зато у нас есть мировская 5% дисконтная карта. Пустячок, а приятно.
Во-вторых, мы определились с диапазоном цен. Сначала, из рассмотрения были исключены моющие пылесосы. Для этого пришлось провести экспертный опрос среди друзей и знакомых на предмет достоинств и недостатков этого чуда техники. Со счетом 9:2 победила точка зрения, что моющие пылесосы — это конечно круто, но не очень понятно, что потом делать с болотом, в которое превращаются ковры. Затем мы отказались от техники в ценовом диапазоне от 11 до 15 тысяч рублей. Она, конечно, отвечала практически всем заданным критериям, но за эти деньги можно купить холодильник. А с холодильником у нас практически та же история. Он служит нашей семье шесть лет, и уже один раз ломался. Так что решено было остановиться на моделях в ценовых границах от 4 до 8 тысяч рублей.
В первом туре семейного первенства приняли участие:
Первыми соревнование покинули модели Panasonic. Вообще-то это наша любимая марка видеотехники. Моноблок, видеокамера и музыкальный центр Panasonic исправно служат у нас более 7 лет. Но, вот о пылесосах этой марки мы раньше ничего не слышали. И у нас имелись большие сомнения насчет того, что Panasonic удастся создать бытовую технику такого же уровня как видео. К тому же и дизайн и габариты оставляли желать лучшего.
Вслед за Panasonic турнир покинула техника Miele. Она пала жертвой своего собственного позиционирования. Весь прошлый год я только и слышал о том, какая это крутая техника. О том, что на некоторые модели дается пожизненная гарантия, о том как барабаны для стиральных машин проверяют на идеальность с помощью женских колготок, о том, что стиральная машина Miele стоит минимум 2500 долларов, а то и все $5000 т.е. в пять-семь раз дороже, чем другие немецкие марки и в 10 раз дороже итальянских. И вот я вижу хваленую Miele за 200 долларов, причем пылесос, в производстве которых ранее эта семейная фирма замечена не была. Что тут думать? К тому же габариты — чемодан и чемодан, да и дизайн начала 90-х годов прошлого века.
Bosch с Siemensом были удалены женой по причине отсутствия в этих моделях пресловутой турбощетки. К этому моменту жена была уже твердо уверена, что это главный элемент в пылесосе. К тому же в продаже имелись модели, ну очень сомнительных расцветок.
Итак, в плей офф вышли Samsung, Rowenta и две из трех модели Electrolux (в третьей не было турбощетки). Пока мы наслаждались безграничным потребительским выбором приглянувшийся нам Samsung закончился. Пришлось делать выбор между Rowentой и Electroluxом. Победил Electrolux. Несмотря на довольно таки безискусный дизайн, большие габариты и более высокую цену.
Брэнд, реклама и прибамбасы превозмогли все остальное. К тому же за команду Electrolukx активно играла продавщица…, пардон — консультант торгового зала. Может просто потому, что это была самая дорогая модель из тех, что мы рассматривали, возможно, — от чистого сердца, а может…..
А теперь несколько соображений уже в качестве профессионального участника рынка маркетинговых исследований и консалтинга.