Статья опубликована в фурнале «Практический Маркетинг» №94 (12.2004).
Сергей Исаков, Директор по стратегическому развитию Русской Школы Маркетинга.
Игорь Березин, Президент Гильдии Маркетологов
Маркетинговое агентство «Эксперт-ДАТА»
(095) 257-31-43
iberezin@expert.ru
«Опыт — это не то, что с вами происходит. Опыт — это то, что вы делаете с тем, что с вами происходит».
Олдос Хаксли (Английский писатель)
В западных компаниях есть такое правило — в стратегических совещаниях обязательно участвует Ж?-дирек-тор. Он должен ответить на вопрос — есть ли у нас в компании люди, способные реализовать предложенные стратегии. А если нет, то понять, какие специалисты нужны для реализации принятой стратегии, и где их искать.
Это говорит о том, что мы можем сколь угодно «уходить в технологии», но ключевой фактор успеха — персонал — люди, которые будут на практике реализовывать все наши цели и стратегии.
Маркетинг является одной из трех, наряду с «производством» (в широком смысле этого слова) и финансами, ключевых сфер „бизнес-процесса“ любой компании. И „на маркетинг“, так же как и „на финансы“ и „на производство“, нужны „правильные люди“. Как их найти? Как не ошибиться?
Большинство специалистов по управлению признают существование значительной специфики B2B рынков по сравнению с B2C рынками. Выделяют от 5 до 15 «критических точек различий», связанных с особенностями и стимулами развития продукта, и со спецификой ценообразования, и с подходами к обучению, и со сбытовой политикой, и с ролью рекламы и PR, и т. д., и т. п.
Одним из специфических требований, предъявляемых к специалисту по маркетингу, работающему в B2B секторе, является существенно более глубокое знакомство с технологиями этого и смежных бизнесов; по сравнению с тем, что ожидается от маркетолога в B2C.
Строго говоря, маркетолог кондитерской фабрики может иметь весьма поверхностные знания о технологическом процессе производства шоколада. Он должен хорошо разбираться в процессе потребления кондитерских изделий. Знание всех тонкостей и Нюансов производства шоколада, конечно, может помочь создать удачный рекламный ролик, а может и не помочь. Не в этом суть. Задача маркетолога кондитерской фабрики — искать мотивы потребления шоколада, предъявлять эти мотивы потребителям, и снимать барьеры, которые препятствуют росту потребления шоколада. Технологический процесс производства шоколада имеет весьма отдаленное отношение к мотивации его потребления или барьерам, которые стоят на пути продукта к потребителю. А о технологических особенностях производства соков, вина, колбасы и многих других продуктов питания потребителям лучше вообще ничего не знать. И уж во всяком случае — не задумываться об этом надолго.
Иное дело — производство газоанализаторов. Если маркетолог не будет разбираться в тонкостях и нюансах их производства, установки, обслуживания и использования, то весьма маловероятно, что он сможет помочь реализации этой продукции потребителям, которые сами являются экспертами, если не по производству газоанализаторов, то по их использованию, ремонту и утилизации — это точно. Соответственно, при приеме маркетолога на работу, требование опыта работы в «нашей» или смежных отраслях становится одним из важнейших. А если сформулировать задачу более широко, то можно сказать, что в отделы маркетинга В2В компаний требуются более „зрелые“ специалисты.
Тогда встает вопрос — «А что же такое „зрелость“ в маркетинге?» Зрелость в маркетинге, на наш взгляд, состоит как минимум из двух составляющих:
Другими словами, человек должен знать современные теории рынка и бизнеса, иметь профессиональное образование в маркетинге и иметь опыт в «своей» отрасли, разбираться в ее специфике.
Об этом в России говорят уже около 15 лет — общего понимания среди специалистов пока нет. И пока не будет единого понимания, вопросы оценки эффективности маркетинга: оценки работы служб маркетинга, инвестиций в маркетинг, будут оставаться без ответа. Согласно расширенному определению Гильдии Маркетологов:
«Маркетинг — это философия бизнеса, формирующаяся посредством формального образования и непосредственной рефлексии опыта; реализующаяся в виде комплекса мероприятий (marketing-mix), направленных на улучшение взаимодействия между фирмой (или иным экономическим субъектом) ирын-ком, потребителями; состоящая из: исследований; анализа; разработки и реализации программ по формированию предложения и продвижения товаров и у слуг потребителям. Конечной долгосрочной целью маркетинговых действий является получение прибыли в том виде, в котором ее желает получить экономический субъект; чаще всего — в денежном выражении».
Итак, несколько упрощая, «правильная» цепочка событий в бизнесе:
Если ошибиться на первой стадии — все остальные будут неверны и приведут к потерям. Маркетинг проходит по всей этой цепочке, но особенно его роль важна в ее начале — на этапе формирования.
Маркетинговые исследования имеют цель — показать реальность без прикрас — такой, какая она есть на самом деле. Личность исследователя играет при этом очень значительную роль. От исследователя зависит — что будет «на выходе» исследования. От личности исследователя зависит — „реальность картинки“. „Исследование будет проведено настолько хорошо, насколько правильно были подобраны люди для проведения исследования“ — Ян Элвуд.
Исследовать объект внимания — это значит не только правильно нарисовать все его грани и проекции, но и понять его суть. Без иллюзий. А что такое иллюзии? Откуда и как они берутся? Иллюзии — это неправильные представления, мнимые сущности, видимости. И отсутствие опыта, как ничто иное, способствует появлению иллюзий.
Если у исследователя нет личного опыта по объекту исследования — многое в представлениях о нем будет иллюзиями. Если человек не пробовал маракуйю, то он не может быть по ней экспертом, так как сбор информации о ней от других людей, изучение ее на картинках — «ничто» по сравнению с личной пробой. Только после личной пробы можно верно интерпретировать отзывы других людей. Девственник — не может быть экспертом по сексу. Тот, кто не любил — не поймет того, кто полюбил. Тот, кто никогда в жизни не падал — не поймет того, кто упал. У кого нет своих детей — не поймет того, у кого они есть.
Эффективное исследование должно включать в себя «личное опробирование» объекта исследования, личный опыт по отношению к объекту исследования. Идеальная ситуация — „я ранее был тем, кого сегодня я исследую“ — это значит, я максимально полно знаю объект исследования. Вот почему „за одного битого двух небитых дают“, вот почему в бизнесе „все дело в людях“. Получив личный опыт, человек имеет внутренний критерий оценки в момент проведения исследования, и без этого критерия будет весьма трудно удержаться от иллюзий.
Вывод: хорошей идеей может оказаться — поменяться маркетологами в отрасли — поставщик меняется с покупателем — «я ранее был тем, кого сегодня я исследую».
Строго говоря — возможны шесть вариантов пути:
Рассмотрим их по порядку.