Игорь Березин, Президент Гильдии Маркетологов
(095) 257-31-43
iberezin@expert.ru
Президент Гильдии Маркетологов,
По поручению Совета Гильдии.
Дискуссия, вызванная обнародованием «рейтинга» 25 исследовательских компаний, подготовленным Дмитрием Пономаревым, а также более ранними публикациями в журнале „Индустрия рекламы“ привела нас к следующим промежуточным выводам:
1) Выстраивание исследовательских компаний по показателю оборота в 2002-м году есть не рейтинг, а ренкинг. В условиях, когда данные об обороте носят отрывочный и «неофициальный» характер эта информация скорее может ввести пользователя в заблуждение, чем оказать помощь в принятии решения. Тем более, что одного критерия, пускай и такого важного как оборот, недостаточно ни для составления рейтинга (а не ренкинга), ни для принятия взвешенных решений.
2) Тем не менее, ориентиры для принятия решения о работе с той или иной исследовательской компанией или группой российскому бизнесу нужны и Гильдия Маркетологов обязательно вернется к вопросу составления корректного рейтинга, построенного с учетом квалифицированного мнения многих заинтересованных сторон. Но, сначала необходимо составить элементарную «КАРТУ Рынка». Что мы и начали делать.
Во-первых, мы представляем Список российских компаний членов ESOMAR. Их 27. И в это число вошли почти все крупные и, наверное, до половины средних (по числу сотрудников и обороту) компаний проводящих исследования в России.
Во-вторых, мы представляем списки компаний, представляющих в России крупные международные исследовательские сети и крупнейшие российские независимые компании. Это важно. Мировой рынок маркетинговых исследований устроен примерно так: две трети общего оборота приходится на глобальных игроков, одна треть — на местных. Заказчикам, по какой либо причине заинтересованным в проведении исследования по одному из западных стандартов или методологий имеет смысл обращаться к партнерам международных сетей. Тем, кто заинтересован в большей гибкости и более полном учете российской специфики стоит обращаться в независимые российские исследовательские компании.
В-третьих, мы разделили исследовательские работы на несколько условных «номинаций» и постарались обозначить наиболее заметных игроков в каждой „номинации“:
По тому, в какое число «номинаций» попала компания можно судить о степени диверсификации ее услуг в области исследования рынков. Именно эти „номинации“ на сегодняшний день отражают „специализацию“ компаний, поскольку отраслевая специализация, насколько нам известно, еще только начинает складываться.
В-четвертых, мы даем небольшой список компаний, имеющих собственные филиальные сети. Конечно, любая крупная, да и те только крупная компания в состоянии организовать проведение любого исследования в 10-15-20 точках, которыми обычно являются крупнейшие города России. Привлекая субподрядчиков. Организовать проведение исследования в 5-7 точках с привлечением субподрядчиков может и небольшая компания или независимый консультант. Но, лишь наличие собственной филиальной сети может в полной мере обеспечить единство стандарта по проведению исследования и высокое качество, при относительно сжатых сроках выполнения работ и без существенного роста себестоимости, а следовательно и цены.
На очереди — региональная часть «КАРТЫ Рынка». Пока мы сознательно не включили в рассмотрение региональные компании, но обязательно вернемся к этому вопросу в ближайшее время.
Еще один важный вопрос, требующий отдельного рассмотрения — специализированные (по конкретным отраслевым рынкам) компании. Пока отраслевая специализация не сложилась, но она уже начинает складываться.
Мы отдаем себе отчет, что списки далеко не полны, и далеко не закрыты. Они составлены по открытой информации, доступной для анализа. Небольшое число экспертов, любезно согласившихся принять участие в этой работе (pro bono) снижают субъективизм не так значительно, как нам бы того хотелось. Мы приглашаем к конструктивному диалогу и сотрудничеству всех профессионалов, заинтересованных в повышении прозрачности российского рынка исследований. И будем благодарны за любую достоверную информацию, содержательную критику, альтернативные точки зрения. В тоже самое время мы оставляем за собой право на собственное Видение, и на его трансляцию всеми доступными нам способами сообществу российских маркетологов.
Российские компании — члены ESOMAR. 2003 год. Алфавитный порядок.
|
|
Сетевые агентства
|
Крупнейшие российские независимые компании
|
Количественные ad hoc.
|
Качественные ad hoc.
|
Социально-политические исследования.
|
Медиа-исследования
|
Ритейл-аудит
|
Синдикативные исследования (кроме ритейл-аудита и медиапанели)
|
Крупнейшие компании с собственной филиальной сетью