ИГОРЬ Березин
ИГОРЬ Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S
Член Совета директоров исследовательского холдинга Romir
Президент Гильдии Маркетологов
27 декабря Гильдия Маркетологов завершила очередной – девятый Ежегодный опрос «О развитии рынка маркетинговых услуг в России». В нем приняли участие 458 экспертов. Половина из них являются руководителями (или заместителями руководителей) компаний. Каждый пятый – руководитель службы или отдела маркетинга. 15% — специалисты отделов маркетинга, 5% — консультанты. Треть экспертов представляют крупные компании, треть – средние и еще треть – небольшие. Половина участников опроса – москвичи; вторая – представляет 30 крупных российских городов. Половина экспертов работает в сфере рекламы, маркетингового консалтинга и исследований рынка; вторая – в торговле (13%), производстве (19%) и сфере услуг (23%).
Рынок маркетинговго консалтинга в 2009-м году испытывал разнонаправленные воздействия. С одной стороны – сокращение маркетинговых бюджетов, имевшее место в начале года, толкало платежеспособный спрос на услуги консультантов вниз. Особенно сильно это сказалось на доходах брендинговых агентств. С другой стороны, очевидное и весьма резкое изменение внешней среды и поведения потребителей объективно подталкивало руководство компаний как потребительского, так и промышленного секторов к обращению за помощью в определении новой стратегии к консультантам.
По мнению участников опроса в 2009-м году очень сильно (почти на 30%) сократилось количество компаний реально работающих в сфере маркетингового консалтинга. См. диаграмму 1. Здесь, как и в сфере исследований рынка ключевым словом является РЕАЛЬНО. Помимо фантомных компаний рынок маркетингового консалтинга частично покинули и те, для кого маркетинговый консалтинг не являлся профильной сферой деятельности: рекламные агентства, аудиторы, IT-консультанты и т.п. Благоразумно решившие в условиях кризиса сосредоточить усилия и ресурсы на основном бизнесе.
В результате этих разнонаправленных воздействий объем рынка маркетингового консалтинга в рублях вырос на 7-10% (до примерно 3,5 млрд.), а в долларах сократился на 10-12%, и по взвешенной оценке составил 114 млн. долларов США. См. диаграмму 5. При этом разброс оценок был практически пятикратным – от 50 до 250 млн.
При этом стоит отметить такой факт, что средний оборот, приходящийся на одну маркетинговую консалтинговую компанию, вырос по сравнению с 2008-м годом в 1,5 раза: с 20 до 30 миллионов рублей. Долларовые показатели скромнее, но тоже очень хороши: рост с 800 тысяч до миллиона долларов годового оборота.
Ожидания участников экспертного опроса Гильдии относительно 2010-го года также значительно сдвинулись в положительную область. См. диаграмму 3.
42% экспертов ожидают роста рынка маркетингового консалтинга; 25% — сохранения объемов прошлого года и 33% — сокращения рынка. В конце года цифры по ожиданиям были: 33, 7 и 60%, соответственно. Оптимисты, в конце 2008-го года бывшие в меньшинстве, в итоге оказались правы. Так, чаще всего и бывает. Еще покойный ныне Джеймс Моррел – гуру в области экономического и бизнес прогнозирования советовал аналитикам в своих построениях на будущее придерживаться умеренного оптимизма. Может быть и потому что – уныние есть смертный грех.
Диаграмма 1. Динамика изменения оценки числа реально работающих на рынке консалтинговых компаний. 2003-2009 гг. Данные – опрос Гильдии.
Диаграмма 2. Динамика оценки объема рынка консалтинга по вопросам маркетинга и брендинга. 2002-2009 гг. Млн. USD. Данные – опрос Гильдии.
Диаграмма 3. Ожидания участников опроса Гильдии относительно изменения объема рынка маркетингового консалтинга в следующем году. %