Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

«Крестовый поход» на алкоголь…25 лет спустя. Путин и Медведев рискуют пойти по стопам Горбачева и Лигачева

«Крестовый поход» на алкоголь…25 лет спустя. Путин и Медведев рискуют пойти по стопам Горбачева и Лигачева

ИГОРЬ Березин
ИГОРЬ Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S
Член Совета директоров исследовательского холдинга Romir
Президент Гильдии Маркетологов

Не успели «дорогие россияне» как следует опохмелиться после почти двухнедельных новогодне-рождественских праздников, как обычно сопровождающихся обильными возлияниями, как в электронных СМИ появилась информация о новой анти- алкогольной стратегии правящего тандема. Как говорили в старые, не то чтобы очень добрые времена – „цели поставлены, задачи определены…“. И даже оцифрованы. За три года – к концу 2012-го потребление спиртного в России, в пересчете на крепкий алкоголь должно сократиться на 15%. За следующие семь лет – еще почти в два раза. Итого за десятилетку – на 55%. С нынешних 15-18 литров чистого алкоголя в год на душу (включая души младенцев, трезвенников и дряхлых стариков) до 7-8 литров, считающихся достаточно безопасным уровнем. Спору нет – тема архиважная. В нашей стране более двух миллионов алкоголиков и более 10 миллионов запойных пьяниц. Несколько десятков тысяч человек каждый год умирают от алкогольных отравлений. Несколько сотен тысяч – умирают от болезней, развивающихся на почве злоупотребления крепкими спиртными напитками. Половина из ежегодных трехсот тысяч серьезных автомобильных аварий на совести нетрезвых водителей. В каждом десятом случае – погибают люди. Бороться с пьянством и алкоголизмом, конечно же, нужно. Сомнения вызывают заявленные методы достижения этой благой цели.

Во-первых, весьма настораживает заявленный тотальный характер борьбы. Это значит, что борьба будет в равной мере вестись и с водкой, и с пивом, и с вином. Относительным, если не абсолютным победителем из этой борьбы выйдет самый сильный и злостный змий — водка. На ее долю и сегодня приходится половина потребления спиртного в пересчете на чистый алкоголь, а по итогам компании эта доля может возрасти до 60-70%. А между тем, действовать следовало бы как раз наоборот. Стоило бы попробовать хотя бы отчасти заместить объемное потребление водки объемным потреблением вина. В 2009-м году россияне потребили около одного миллиарда литров вина (по 7 литров в год на душу, что в разы меньше, чем в Германии или во Франции) и 2,5 миллиарда литров водки (по 17 литров в год на душу, что в разы больше чем в Германии или во Франции). Если бы к 2012-му году удалось сократить потребление водки до 1,5 миллиардов литров, пускай даже при росте потребления вина до 2-3 миллиардов литров ситуация могла бы значительно улучшиться. Но, для этого наряду с ограничительными мерами по отношению к водке, нужно проводить стимулирующую политику в отношении вина. Не удивительно, что во Франции пьют намного больше вина, чем водки (и других 40-градусных напитков). Бутылка молодого вина стоит в супермаркете 1,5-3 евро, а бутылка крепкого алкоголя 8-15 евро. У нас же все с точностью до -наоборот.

Во-вторых, очередное ужесточение требований к рекламе алкогольных напитков не способно дать никакого иного результата, кроме дальнейшего повышения изворотливости и градуса креативности у рекламодателей и рекламистов. И вообще – когда вы последний раз видели рекламу водки по телевизору? Когда отдыхали в братской Украине! Потребление водки (горилки) там на душу населения примерно такое же как в России, даже чуть меньше. И это при разгуле алкогольной рекламы во всех средствах массовой информации, включая электронные. А в СССР такой рекламы вообще не было, а водку пили также как сегодня. 80% потребления водки приходится на наименования (торговые марки) которые вообще НИКОГДА и НИГДЕ не рекламировались.

В-третьих, одновременное жесткое наступление на контрафактный алкоголь (водку) и желание повысить цену – это история про тех самых двух зайцев. Обе цели важны. Такой дешевой водки, как сейчас в России (царской, советской) не было никогда. В середине 80-х рабочий на свою среднюю заработную плату (185 рублей) мог купить 35 бутылок водки (по 0.5 литра). В конце 2009-го рабочий на среднюю заработную плату (18500 рублей) мог купить почти 200 бутылок водки. Т.е. водка относительно заработной платы подешевела почти в шесть раз! Цена хлеба (в заработной плате) за это время практически не изменилась, а цена поездки на городском транспорте возросла в 4-6 раз. Но, если резко поднять цену легальной водки, то это создаст дополнительные стимулы (в виде рентабельности в сотни процентов) для производителей нелегальной, а также для потребителей технических и медицинских жидкостей. В общем надо выбирать что важнее: искоренение контрафакта (тогда надо делать широкодоступной «государеву» водку по 50-70 рублей за поллитру) или повышение цен на водку (и налоговых сборов, кстати). Дополнительные доходы от продажи дорогой легальной водки придется частично направить на финансирование деятельности специального подразделения „водочной полиции“.

И еще нынешним руководителям страны необходимо помнить о печальном опыте 25-летней давности. Ведь бездарно проведенная антиалкогольная компания не только нанесла непоправимый урон отечественному виноделию, но и пробила очередную брешь в бюджете Советского Союза. И без того несшего на себе бремя военного противостояния экономически более мощному противнику (США), низкой эффективности гражданского сектора, снижения мировых цен на нефть и экстренных расходов, связанных с ликвидаций последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Все это вкупе всего лишь через 5,5 лет после начала компании по борьбе с пьянством и алкоголизмом привело к бесславному концу СССР.

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены