Игорь Березин, Президент Гильдии Маркетологов
(095) 257-31-43
iberezin@expert.ru
В ходе проведения очередного опроса в рамках исследовательского проекта «Стиль жизни среднего класса» (журнал „Эксперт“ — компания РОМИР-Monitoring) проходившего в столицах 20 крупнейших по численности населения регионах страны четырем тысячам респондентов был в качестве эксперимента впервые задан один из любимых вопросов западных маркетологов: „Назовите торговые марки (брэнды), которые лично Вам больше всего нравятся, вызывают наибольшее доверие“.
Только 27% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос применительно к иностранным маркам. Это говорит о весьма высоком уровне знания иностранных торговых марок. Зато более 40% средних русских затруднились ответить на аналогичный вопрос применительно к российским маркам. Более того, лидер среди иностранных марок набрал ровно в три раза больше «голосов» чем лидер российских брэндов, который в общем зачете занял всего лишь седьмое место. Так что россиянам над имиджем своих торговых марок еще работать и работать.
Бесспорным лидером среди иностранных марок является «Сони». Ее назвали почти 18% участников опроса, что ровно в два раза больше, чем у марки, занявшей третье место. Кстати — это „Панасоник“. За „Сони“ проголосовало 20% мужчин старше 25 лет и 25% тех, кто моложе. Среди женщин „Сони“ назвали 11.5-17%, но это все равно первое место. Показатели „Сони“ стабильны по всем доходным группам. В Екатеринбурге „Сони“ в качестве марки вызывающей наибольшее доверие назвали 27% участников исследования, а в Санкт-Петербурге только 11%. Северная столица — единственный регион, где „Сони“ уступила первое место „Самсунгу“. Интересно, что среди граждан, придерживающихся мусульманской веры за „Сони“ проголосовали 28%, в то время как среди православных только 15.5%.
На втором месте — «Самсунг». Его в качестве марки вызывающей наибольшее доверие назвали 10% участников опроса. „Самсунг“ одинаково нравится мужчинам и женщинам, а вот с ростом уровня дохода респондентов доля оказывающих доверие „Самсунгу“ снижается, особенно заметно — с преодолением семейного дохода уровня в 600 долларов в месяц на каждого члена семьи. Максимальных показателей — по 14% „Самсунг“ достиг в Санкт-Птеребурге и на Юге России. А вероисповедание на уровень доверия к „Самсунгу“ не влияет.
Замыкает тройку лидеров — «Панасоник». Его назвали — 9% представителей среднего класса. Его показатели также снижаются с ростом уровня дохода. Наибольших результатов „Панасоник“ достиг в крупных городах Поволжья, где он даже вышел на второе место.
Лидер среди российских марок — шоколадный брэнд «Россия». Его назвали 6% участников опроса. Этот результат достигнут, прежде всего, благодаря голосам женщин и тех граждан, чьи доходы не превышают 200 долларов в месяц на каждого члена семьи. Ну, и конечно благодаря поддержке жителей Поволжья, более 15% которых назвали самарскую фабрику в качестве торговой марки, вызывающей наибольшее доверие.
На втором месте среди россиян и девятом в общем зачете — «Балтика» (пиво) — 4.5%. Благодарить за это надо прежде всего мужчин и представителей Санкт-Петербурга.
Замыкает тройку российских брэндов ВАЗ — 4% и 12-е место в общем зачете. Благодаря поддержке мужчин моложе 35 и старше 45 лет, а также женщин моложе 25 лет. Граждан, чьи доходы меньше 200 и больше 600 долларов в месяц на каждого члена семьи. А вот поддержка в крупных городах Поволжья (и Самара, и Волгоград) была не очень впечатляющей — всего лишь на уровне 7%.
Дюжина брэндов, пользующихся наибольшим доверием у российского среднего класса, выглядит так: