Игорь Березин, Президент Гильдии Маркетологов
Руководитель исследовательских проектов маркетингового агентства «Эксперт-ДАТА»
(095) 257-31-43
iberezin@expert.ru
«Истина приходит людям в три этапа.
На первом она воспринимается как очевидный вздор.
На втором – как опасная ересь.
На третьем – как избитая банальность.»
>Вольтер
В течении десятилетий на Западе, и как минимум одного десятилетия в России, большой, широкий ассортимент воспринимался как однозначное и очевидное конкурентное преимущество производителя, поставщика или розничного торговца. Не один десяток «Уникальных Торговых Предложений» (УТП) был построен вокруг идеи о том, что „у нас есть все, что вам нужно, и даже больше; в 100 раз больше“ .
Давайте вспомним — как это было в России, в супермаркетах. Еще в начале 90-х годов прошлого века
Или – вот книжный бизнес. «Обычный» книжный магазин, торговой площадью 200-250 кв. м. сегодня предлагает нам около 20 тысяч наименований книг и „сопутствующих товаров“; самые крупные – по 50-80 тысяч. Казалось бы – „Красота!?“; но все не так однозначно. Хотя поначалу, россияне, особенно те, что постарше, хорошо помнящие советскую эпоху дефицита, очередей, спецраспределителей и пустых полок обычных магазинов с видимым удовольствием включились в потребительскую игру под кодовым названием – „Наслаждайся безграничным выбором!“ .
Параллельно с ростом ассортимента росли и проблемы. Первая – «логистическая». Управление товарно-материальными и информационными потоками при превышении объема ассортимента в пять тысяч наименований является нетривиальной задачей. Здесь на помощь могут придти (и пришли) компьютеры, математические модели, теорема распределения, транспортная задача, ЕRР–системы и прочие интеллектуально и капиталоемкие методы оптимизации затрат. И хотя на мой вкус количество заявлений о наличии у компании „волшебной“ системы управления ассортиментом на 80% совпадает с количеством компаний, в которых, с очевидностью, управление ассортиментом налажено весьма скверно; логистическую проблему я готов признать в принципе решаемой.
Вторая проблема, «принципиальная», является следствием „Закона Парето“ или принципа неравномерного распределения ресурсов „20 на 80“. В соответствии с этим законом:
Традиционное возражение против сокращения ассортиментных позиций «группы С» состоит в том, что после такого сокращения оставшиеся позиции ассортимента снова перераспределятся на три группы: часть позиций из „группы А“ перейдет в „группу В“; часть позиций „группы В“ — в „группу С“. Это правда. Но, правда и то, что при грамотно проведенном секвестировании финансовый результат деятельности компании значительно улучшится. Рассмотрим условный пример, являющийся вольным обобщением нескольких вполне реальных бизнес ситуаций. Для удобства цифры сведены в Таблицу.
Показатель | Группа А | Группа В | Группа С | Итого |
Количество позиций в ассортименте, шт | 15 / 12 | 50 / 43 | 35 / 20 | 100 / 75 |
Доля в издержках, % | 25 / 26.5 | 50 / 53 | 25 / 20.5 | 100 / 100 |
Издержки, $ тысяч | 250 / 225 | 500 / 450 | 250 / 175 | 1000 / 850 |
Доля в выручке, % | 40 / 41 | 50 / 51 | 10 / 8 | 100 / 100 |
Выручка, $ тысяч | 440 / 400 | 550 / 500 | 110 / 75 | 1100 / 975 |
Прибыль, $ тысяч | 190 / 175 | 50 / 50 | — 140 / — 100 | 100 / 125 |
Рентабельность, % | 76 / 78 | 10 / 11 | — 56 / — 37 | 10 / 14.7 |
Итак, мы видим, что при сокращении ассортимента на 25% мы получили снижение издержек на 15%, сократилась и выручка – на 12.5%; а вот прибыльность бизнеса выросла: по массе прибыли (доходность) – на 25%, по норме прибыли (рентабельность) – на 47%!
Вот почему многие крупные западные компании (пока, в основном производственные) в последние 5-7 лет перешли от стратегии расширения ассортиментного ряда, к стратегии сжатия. Когда-то давно у «Юнилевер» в коллекции было более четырех тысяч торговых марок. Лет семь назад портфель был сокращен до 1600 ТМ. Следующее сокращение, года три назад, оставило в распоряжении компании 400 брэндов. Теперь идут разговоры о том, что оптимально ограничиться 160 брэндами, каждый из которых смог бы получить в среднем вдвое больше ресурсов на развитие, чем сегодня.
Компания «Объединенные кондитеры» („Рот Фронт“, „Бабаевский“, „Красный Октябрь“) в 2003-м году имела в портфеле три тысячи торговых марок. Триста из них были сокращены сразу – в первый же год после объединения. Планируется, что к 2008-му году будет сокращено еще две тысячи марок, и с учетом возможного создания нескольких десятков новых общее число марок в объединенном портфеле не будет превышать 800-900. При этом планируется, что оборот „Объединенных кондитеров“ к 2008-му году вырастет в 1.5 раза, до 900 миллионов долларов, с 600 миллионов в 2003-м году. И этот план более чем реален.
Кстати, если вы заметили, в последнее время ассортимент в некоторых крупных российских супермаркетах, в отдельных товарных категориях, таких как: пиво, соки, сыр, пицца, пельмени и др. ощутимо сократился.
Третья проблема, назовем ее за неимением лучшего «гуманистической», намного серьезней. Она связана с желанием, способностью и возможностью человека, потребителя осуществлять выбор из многочисленных вариантов. И, как это неоднократно установлено экспериментально, эта способность носит весьма ограниченный характер.
Приведу только один пример, ставший уже хрестоматийным. В конце 90-х годов ХХ века, в США, в одном из крупных городов был проведен следующий эксперимент. Выбраны два супермаркета, идентичных по месту положения, торговой площади, ассортименту, ценовой политике и профилю потребителей. В один и тот же день, в одно и то же время на входе в супермаркеты посетителям давали купон (с 30% скидкой – это очень много для США) на право приобретения джема. И в первом и во втором супермаркете 88% посетителей взяли предложенные купоны (это нормально для США). И в первом и во втором супермаркете 94% тех, кто взял купоны подошли к стендам с джемом, расположенным одинаковым образом примерно в центре торгового зала. Цены на джем в обоих супермаркетах, естественно, были одинаковы.
В первом супермаркете на выбор предлагались шесть видов джема: яблочный, апельсиновый, ананасовый, сливовый, персиковый, грушевый. Во втором – тридцать. Те же: яблочный, апельсиновый, ананасовый, сливовый, персиковый, грушевый (точно такие же, той же фирмы, в той же упаковке); и еще 24 других: киви, маракуя, мандарин, тропические фрукты, персик-апельсин и т.п., и т.д. В первом супермаркете покупку сделали 30% тех, кто взял купон, во втором – только 3% (!!!).
«Мораль сей басни такова» — избыточно широкий ассортимент угнетающе действует на способность потребителя осуществлять выбор, а выходя за определенные рамки совершенно подавляет способность к осуществлению выбора. Избыточно широкий выбор, в этом смысле действует также как отсутствие выбора.
За один «поход» в супермаркет средний „нормальный“ потребитель приобретает товары 10-12 категорий. Средний потребитель не склонен тратить на одно посещение более 35 минут. Этот факт установлен экспериментально – см. материалы Игоря Качалова в журнале „Практический маркетинг“. И подтверждаются данными исследовательского проекта „Стиль жизни среднего класса“ (журнал „Эксперт“ — компания ROMIR-Monitoring) в котором автор работает с осени 2000-го года. Вычитаем время на проход по торговому залу (5-7 минут), время потраченное у кассы (5-7 минут), а также то, что потрачено на разглядывание товаров, которые впоследствии не будут куплены. Остается не более 15-18 минут, или – по 1.5 минуты на каждую категорию. Сколько вариантов будет рассмотрено за это время? 5-6 – не более. Да и то потому, что 3-4 из них – узнаваемые брэнды, на идентификацию которых нужно по 6-7 секунд. 1-2 „новинки“ (в смысле новые предложения, ранее не рассматриваемые этим потребителем) получат по 20-30 секунд внимания потребителя.
Почему же ассортимент у подавляющего числа производственных и торговых компаний неконтролируемо растет, а предложения о сокращении ассортимента всегда наталкиваются на ожесточенное сопротивление руководства этих компаний?
Общей субъективной причиной является заинтересованность большинства наемных топ-менеджеров в сохранении широкого ассортимента, и неизбежно связанного с ним бардака в котором никто не в состоянии разобраться – где прибыль, где убытки, эффективно ли расходуются ресурсы, и как все это можно проконтролировать. В такой ситуации у топ-менеджера существенно расширяется пространство для маневра, для принятия волевых решений; в том числе и связанных с собственными интересами.
Второй причиной, впрочем достаточно редкой, является ошибочная трактовка «кривой опыта». Кривая опыта показывает нам как с увеличением объема выпуска снижаются издержки на производство единицы продукции. Это снижение связано с тем, что какая-то часть издержек производства (в широком понимании термина производство – это могут быть и услуги) носит постоянный характер, и до определенного момента (до введения новых мощностей – также в широком понимании этого термина) не изменяется при увеличении выпуска. Так вот – „кривая опыта“ работает не на всем объеме выпуска, а только на объеме выпуска относительно однородной продукции. Максимум – в масштабе товарной категории.
Частные причины могут быть такими:
Как все-таки возможно укротить ассортимент? Магистральный путь, к сожалению, это метод проб и ошибок на основе здравого смысла и элементарных приемов математического (на уровне арифметики) анализа. В качестве частного примера могу предложить технологию «расширение-сжатие».
На исходной позиции компания производит 49 наименований в семи товарных категориях (категории определяет сама компания). Имеет при этом 5 «бестселлеров» (группа „А“), 11 хорошо продающихся наименований (группа „В“), 33 убыточных позиции (группа „С“). Исходная позиция изображена в Таблице 2.
Таблица 2. Исходная позиция
А | В | С | Итого | |
Категория 1. | 2 | 4 | 10 | 16 |
Категория 2. | 1 | 2 | 7 | 10 |
Категория 3. | 1 | 3 | 4 | |
Категория 4. | 1 | 4 | 5 | |
Категория 5. | 5 | 5 | ||
Категория 6. | 1 | 3 | 4 | |
Категория 7. | 1 | 4 | 5 | |
Итого | 5 | 11 | 33 | 49 |
На перовом этапе происходит самопроизвольный рост ассортимента. Этот этап даже не надо
Таблица 3. Ассортимент вырос
А | В | С | Итого | |
Категория 1. | 2 | 5 | 12 | 19 |
Категория 2. | 1 | 4 | 10 | 15 |
Категория 3. | 2 | 5 | 7 | |
Категория 4. | 1 | 2 | 5 | 8 |
Категория 5. | 2 | 4 | 6 | |
Категория 6. | 2 | 3 | 5 | |
Категория 7. | 1 | 4 | 5 | |
Категория 8. | 1 | 1 | 3 | 5 |
Категория 9. | 2 | 2 | ||
Итого | 6 | 20 | 46 | 72 |
При этом у нас добавился только один «бестселлер», правда группа „В“ выросла почти в два раза. А вот теперь придется поработать. Прежде всего надо посмотреть на Категории 3, 5, 6, и 9 в которых у нас нет ни одного бестселлера. Нужны очень веские аргументы для того, чтобы оставить их. Предположим, что такие аргументы нашлись только для категории 3. Под большим вопросом также Категории 2 и 7, в которых очень велика доля убыточных позиций. Допустим „защититься“ удалось только Категории 2. Первый цикл сжатия приведет нас к Таблице 4.
Таблица 4. Сократилось количество категорий.
А | В | С | Итого | |
Категория 1. | 2 | 5 | 12 | 19 |
Категория 2. | 1 | 4 | 10 | 15 |
Категория 3. | 2 | 5 | 7 | |
Категория 4. | 1 | 2 | 5 | 8 |
Категория 8. | 1 | 1 | 3 | 5 |
Итого | 5 | 14 | 35 | 54 |
Мы практически вернулись к исходному положению, и можно было бы на этом остановиться, тем более, что у нас рост произошел преимущественно за счет группы «В». Но не стоит останавливаться на достигнутом. Займемся теперь группой „С“. Завершенный цикл сжатия представлен в Таблице 5.
Таблица 5. Завершенный цикл сжатия.
А | В | С | Итого | |
Категория 1. | 1 | 3 | 8 | 12 |
Категория 2. | 1 | 3 | 6 | 10 |
Категория 3. | 1 | 1 | 4 | 6 |
Категория 4. | 1 | 3 | 3 | 7 |
Категория 8. | 1 | 1 | 2 | 4 |
Итого | 5 | 11 | 23 | 39 |
В итоге мы сократили ассортимент всего на 10 позиций, но зато они все из группы «С». К тому же наш сегодняшний ассортимент существенно более компактный – он расположен в пяти „социально-близких“ категориях, одна из которая для нас новая. И, в каждой категории у нас есть „бестселлер“. Чего и вам желаю.