Даниленко Любовь, Начальник управления маркетинга РГПУ им. А.И. Герцена
Статья опубликована в газете «Педагогические вести»
Теперь уже сложно разобрать, что было сначала…
Эпизод из обычной жизни, сюжет популярного анекдота или сценарий рекламного ролика: Статья опубликована в газете «Педагогические вести»„Встречаются две подруги после недолгого расставания и не узнают друг друга: Статья опубликована в газете „Педагогические вести“- Ты что имидж сменила? Статья опубликована в газете „Педагогические вести“- Нет, просто я…“
А у Вас есть имидж?
Благодаря столь популярным, а главное всем понятным примерам из жизни и «образцам» творчества мода на имидж вошла в повседневную жизнь. И оказалось, что он — имидж должен быть у каждого. Кто-то говорит о нем, чтоб не казаться старомодным,
Другое дело, что мы поспешно (закон спорта — «выигрывает тот, кто приходит первым» актуален во многих областях жизни и деятельности) вливаясь в ряды радеющих за свой индивидуальный образ, не всегда утруждаем себя выяснением смысла понятия и сущности явления, его происхождения, назначения, а главное, возможности применения с пользой.
Чтоб всегда со знанием дела говорить про имидж и использоваться его магическую силу, для себя отметим, прежде всего, что имидж бывает личности, марки, организации, продукта. А в целом, еще под одним «заграничным» словом (image — образ; изображение; отражение (в зеркале) умещается — образ, репутация, мнение широкой публики, потребителей и клиентов о престиже, репутации, деяниях объекта, который осмелился заявить о своем имидже (по мотивам Е.П. Голубкова).
Кроме того, однажды решив, серьезно взяться за свой имидж, надо знать, что без четкого представления о своем «реальном» имидже трудно, а то и вовсе невозможно достичь „желаемого“. Таким образом, стремление не должно быть беспочвенным, если хотите, чтобы в результате усилий имидж Ваш и вашей организации приобрел реальные очертания. Так что надо констатировать, „желаемый“ имидж можно формировать, развивать и продвигать, особенно это плодотворно, если знаешь куда.
Эту нелегкую задачу, так повелось с самого зарождения имиджелогии, брали на себя связи с общественностью или PR. Просмотрев литературу по маркетингу и PR, даже первую попавшую к вам в руки, одно заключение можно будет сделать без труда — «формирование благоприятного имиджа, например, организации» является одним из главных результатов PR — работы. С этой целью в плане маркетинговой деятельности организации предусматриваются соответствующие мероприятия, а черты „желаемого“ имиджа, „портрета“ организации как в зеркале отражаются в рекламе.
Ценность имиджа, вернее его наличия как предмета гордости велика в том случае, если речь идет о личности, так как наличие имиджа для фирмы и организации сегодня стало просто необходимым условием успешного коммерческого развития. И здесь нужно признать, что имидж явление экономическое, а значит, требует к себе серьезного отношения, а значит важен не факт его наличия или отсутствия, а суть его содержания и качества.
И последнее про имидж вообще. Смысл думать о своем индивидуальном образе есть еще и потому, что успех деятельности Вашей и вашей организации зачастую зависит от мнения людей, прямо или косвенно влияющих на этот успех и результат. А у университета Герцена с наступление очередной весны количество таких людей увеличивается до десятков тысяч. Дома, с друзьями на вечеринке, с однокашниками на переменке, с избранниками в парке и транспорте они болтают, сплетничают, спорят, убеждают и принимают решение о том, куда пойти учиться дальше.
Что думают они, когда мы говорим «Университет Герцена»?
Но давайте начнем с себя. Перед собой, по крайней мере, не надо юлить, да и смысла нет, все равно, правда известна… хотя можно и заблуждаться. Но все же, с каким чувством Вы отвечаете на простой вопрос «А где Вы работаете? Учитесь?»… Я с Вами солидарна, если Вы говорите с гордостью, но даже если нет, то Вы все равно здесь работаете и учитесь. И вот такая братия, настоящее сообщество — более трех тысяч сотрудников, около 20 тысяч студентов, ежедневно делятся мнением, обсуждают с родными, близкими, знакомыми, а то и мало знакомыми людьми, часть своей жизни, связанной с родным университетом. Не это ли грандиознейший PR-механизм, и масштабам воздействия такой силы может позавидовать любая организация.
Похоже, часы, потраченные на разговоры, были потрачены не напрасно, потому что выпускники школ города (по крайней мере, 2002 года) к нашему мнению присоединяются и считают, что» студенты РГПУ им. А.И, Герцена гордятся тем, что учатся в этом университете» (по результатам социологического опроса, апрель 2002 года), а значит в наших рядах единомышленников скоро прибавится. Ну а как не прибавится, если из ответов, данных будущими абитуриентами (правда, вероятно уже нашими абитуриентами), можно составить такой словесный портрет университета Герцена:» РГПУ им. А.И. Герцена известный российский университет, один из самых престижных в Санкт-Петербурге, где можно получить качественное высшее образование по широкому спектру педагогических и не педагогических специальностей, под руководством высококвалифицированных преподавателей, оптимально сочетающих теорию с практикой. Студенты РГПУ им. А.И. Герцена гордятся тем, что учатся в этом университете. Они живут насыщенной и интересной студенческой жизнью».
На этой оптимистичной ноте пока поставим точку, и снова продолжим. Правда «студенты РГПУ им. А.И. Герцена после окончания университета работают в школах и других образовательных учреждениях, остаются безработными, либо работают не по специальности», вероятно потому, что „студенты РГПУ проходят практику только в школе“. Может быть школьники
На протяжении жизни у каждого из нас не раз был повод убедиться в том, на сколько быстро меняют люди свое мнение, а реалии отношений, построенных на противостоянии добра и зла, порой огорчают, заставляют внимательней относится к каждому сказанному слову, ведь оно не воробей. И раз уж имидж и мнение, как та Тамара с подругой ходят парой, то для нас важно, что думают о нашем университете те, кто свой выбор уже сделал — наши студенты.
Даже не будем выдерживать паузу. Гордятся, гордятся, гордятся…. наши студенты тем, что учатся в таком «престижном и известном» вузе как РГПУ им.А.И.Герцена и символ милосердия и жертвенности — пеликана, к третьему курсу знают, по своему желанию и возможностям живут „интересной насыщенной студенческой жизнью“ и качеством образования вполне довольны. Правда, практику проходят не в школе как предполагали, а „там, куда сами устроятся“, а после окончания, ставшего за годы обучения родным, университета „трудоустраиваются в основном не по специальности“ и по-прежнему хотят чаще слышать об альма-матер в СМИ, ведь патриотизм активизируется на войне, а мы люди МИРные.
На что уповают?
Так что же такое современный облик вуза в глазах каждого отдельного молодого человека — коктейль из сплетен, отголосок сложившегося за долгие годы существования традиционного имиджа или результат тщательной последовательной работы по его формированию? В общем-то, все это вместе взятое, только оптимально и профессионально управляемое. И лучше ожидать и планировать метаморфозы имиджа, чем их констатировать, ведь в представлениях старшеклассника образ современного вуза проходить путь от идеального через желаемый к реальному.
На что же уповают и к чему взывают нас будущие абитуриенты?
«Оставаться государственным, быть известным и престижным, давать качественное образование, отвечающее современным требованиям общества, предоставлять возможность выбора формы обучения и образовательного маршрута, обеспечивать практикой по выбранной профессии, помогать в трудоустройстве, в зарубежных стажировках и международном обмене научными достижениями и опытом….» При этом не забывать, что, даже став студентом, мы остались детьми, поэтому нас надо „стимулировать и поощрять за успехи в учебе“.
(Из открытого обращения современного абитуриента к современному вузу)
Статья подготовлена по материалам социологического опроса, проведенного по данной тематике» Образ современного вуза глазами абитуриента», «Современный образ РГПУ им. А.И. Герцена глазами абитуриента», „Образ РГПУ глазами студента герценовца“ в апреле 2002 года отделом маркетинга.