Игорь Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S (berezin@semperia.ru)
Президент Гильдии Маркетологов (www.marketologi.ru)
Член Совета Директоров исследовательского холдинга Romir (8-903-788-3343)
С середины октября печатные СМИ и интернет (особенно – интернет) бросились обсуждать и в кислотно-депрессивных красках расписывать катастрофические сценарии развития экономического кризиса в России. «30% сотрудников потеряют работу!». „Заработные платы сократятся в два раза!“. „К весне в Москве будет 3 миллиона безработных!“ (это при том, что сейчас их не более 100 тысяч, при 5,5 миллионах рабочих мест) и т.д., и т.п.
Сохранять спокойствие, и высказывать умеренно-оптимистическую точку зрения стремительно стало не модно; даже — не прилично. Однако, статистические данные по продажам потребительских товаров и результаты опросов населения, работников и работодателей свидетельствуют скорее именно в пользу «неприличной» позиции.
Конечно, было бы глупо отрицать очевидное, а именно — кризисные явления в экономике нашей страны и других стран. Но, статистика говорит за то, что это именно кризис: снижение темпов роста (роста!) доходов, снижение занятости на несколько процентов (а не в разы!), снижение выпуска той или иной продукции, снижение нормы прибыли и т.п. А вовсе не катастрофа, с развалом хозяйственных связей, транспортным и энергетическим коллапсом, возвращением к натуральному хозяйству и т.п. «прелестями».
В конце ноября исследовательский холдинг Ромир в ходе проведения очередного on-line опроса задал участникам несколько вопросов об изменениях в сфере занятости сотрудников в их компаниях осенью 2008-го года. В опросе приняли участие 1500 человек, в т.ч. около 350 человек, имеющих высокий уровень дохода: более 25 тысяч рублей в месяц на каждого члена семьи. Три четверти участников исследования моложе 35 лет (но старше 18). Почти 80% — работают. Доля мужчин в выборке составляет 55%. Структура выборки полностью соответствует портрету российской интернет аудитории. Российские интернет- пользователи являются наиболее активной частью населения. Они молоды, мобильны, имеют относительно высокие доходы и образование, проживают преимущественно в крупных городах.
Сначала участникам был задан вопрос о том произошли ли лично у них какие-то изменения, связанные со сменой места работы осенью этого года. Оказалось, что 6% участников исследования были сокращены или уволены из своих компаний за последние три месяца. Еще 7% покинули свое место работы по собственному желанию. Интересно, что мужчин увольняли в два раза чаще, чем женщин: 8 и 4%, соответственно. Зато среди женщин выше процент ушедших с работы по собственной инициативе. Процент тех, кто был вынужден покинуть свои компании стабилен во всех возрастных, профессиональных и доходных группах. А вот доля ушедших с работы по собственной инициативе с возрастом снижается с 9% в группе моложе 25 лет до 2% в группе старше 45 лет.
Тех, кто ушел из компании по собственному желанию, за пострадавших от кризиса вообще не следует считать. Это вообще нормальное явление в любой экономике рыночного типа – текучка кадров. До кризиса она составляла около 30% в компаниях непромышленного сектора; т.е. 7-8% в квартал. А по отдельным, даже очень крупным компаниям, например: «Евросеть», „Почта России“ составляла и вовсе 75% в год.
Следующий вопрос задавался только тем, кто был уволен, сокращен или покинул компанию по собственной инициативе. Хорошая новость состоит в том, что более трети (37%) лишившихся места работы за одну неделю нашли новое место работы. В столь короткий срок смогли трудоустроиться 44% мужчин и 30% женщин.
Еще 15% потратили на поиск новой работы 2-4 недели. И 10% — более месяца. Треть (32%) оставшихся осенью без работы интернет- пользователей до сих пор находятся в поиске. В т.ч. 22% мужчин и 45% женщин.
Таким образом, только треть из 13% оставшихся без работы осенью 2008-го года граждан, имеющих доступ к интернету, могут считаться пострадавшими в связи с экономическим кризисом. Конечно, и 4-5% «новых безработных» это большая неприятность, но никак не катастрофа. Часть из них без сомнения сможет устроиться на новую работу, тем более, что в крупных городах есть и незаполненные вакансии и компании, расширяющие свой штат сотрудников.
Диаграмма 1. Как быстро Вы сумели найти новую работу после увольнения?
Отвечая на следующий вопрос каждый четвертый (24%) работавший на момент проведения опроса интернет-пользователь признал, что в их компаниях имело место сокращение персонала. В половине случаев (12%) оно было не очень значительным – в пределах 10% штата, а в другой половине (12%) компаний сократили более 10% сотрудников.
Опираясь на эти данные можно очень приблизительно оценить общее сокращение занятости в компаниях опрошенных нами респондентов в 3-4%; а с учетом допустимой погрешности – до 5-6%.
А вот снижение заработной платы сотрудников произошло только в каждой седьмой компании (14%). В половине случаев (8% компаний) оно было довольно существенным – более 10% заработка. Это означает, что фонд заработной платы в компаниях участников исследования сократился примерно на 2%. Тоже неприятно, особенно после многолетнего устойчивого роста на 30% в год, но на полноценную катастрофу
6% респондентов отметили сокращение соц-пакета в своей фирме. Мы, правда, не стали углубляться в эту тему и выяснять в каком количестве компаний этот «пакет» был, из чего он состоял, и в чем конкретно проявилось его сокращение. Приятного, конечно мало. Но, как давно мы научились без запинки произносить этот термин?
Более половины опрошенных (56%) заявили, что ничего такого (сокращений, увольнений, урезаний и т.п.) в их компаниях не произошло. А в панических публикациях утверждается, что «…почти все компании увольняют 20-30% сотрудников и сокращают оставшимся заработную плату на 20-30%..».
А у каждого пятнадцатого (7%) респондента – наоборот произошел рост числа сотрудников в компании. Причем, в половине случаев достаточно значительный – более чем на 10%. Конечно, обидно, что благополучных, растущих, уверенно смотрящих в будущее (несмотря на все объективные проблемы и субъективные страшилки) компаний так мало. Но, они есть. А при катастрофах их не бывает. При катастрофах процветают только мародеры. И то, как правило – очень не долго.
Диаграмма 2. Что из перечисленного имело место в вашей компании за последние три месяца?