Александр Рузанов, президент BRIF Research Group, Казахстан |
Развитие экономики и ЕАМФ
Российская экономика растет хорошими темпами. Сейчас широко известно такое сочетание, как BRIC (Brasil, Russia, India, China). Эти четыре страны рассматриваются как очень привлекательные и перспективные для инвестирования благодаря своим размерам, положительной динамике экономического развития и относительно низкой конкурентной насыщенности.
Выступая на 1-м Евразийском Форуме маркетологов (ЕАМФ, 12-13 июля, 2005, г.Москва), президент Гильдии маркетологов Игорь Березин привел цифры роста ВВП России: с 2000 по 2004 год номинальный рост с 250 до 580 млрд.долларов США – более чем в 2 раза. И.Березин сказал: «Потребительский рынок емкостью в 2 тыс.долларов на 1 домохозяйство никому не интересен. Потребительский рынок емкостью в 20 тыс.долларов в год на 1 домохозяйство (а их в России более 50 млн.) не интересен только безмозглым идиотам. Так что „количество нулей“ — это не пустая игра ума».
Думается, именно положительная динамика экономического развития, которая приводит к росту уровня жизни (зарплата за эти годы в России выросла с 80 до 240 долларов), как следствие – к развитию потребительских рынков, является причиной организации таких мероприятий как ЕАМФ. Такие профессиональные форумы при умелой организации становятся эффективным инструментом развития целых отраслей, отдельных компаний и индивидуально профессионалов и предпринимателей.
Организация и содержание ЕАМФ
cИнициатива и идея проведения ЕАМФ принадлежит Гильдии маркетологов. Активное участие и поддержку оказали Российская Ассоциация Маркетинга, Торгово-промышленная палата РФ и компания Ивент Маркетинг. Состоялись пленарные заседания, посвященные развитию потребительских рынков России, Казахстана, Украины, развитию рынков исследовательских, консалтинговых, маркетинговых услуг в евразийских странах. Прошли интересные круглые столы с темами: Маркетинг в государственном управлении: регион, страна, город; Проблемы и успехи подготовки специалистов по маркетингу; Практическое руководство по повышению прибыльности предприятий среднего бизнеса на основе маркетинга; Розничные сети; Продвижение континентальных брендов на локальных рынках; Формирование имиджа компаний и брендов; Предпосылки роста BTL-индустрии в России.
ЕАМФ собрал около 200 участников из России (прежде и больше всего), из Казахстана, Украины, Белоруссии, Киргизии. Конечно, больше форум получился не евразийский, а российский. Соответственно и уклон обсуждения тем был в сторону российских проблем. Думаю, это дело времени и усилий организаторов. Среди участников были профессиональные маркетологи, консультанты, исследователи, представители PR, BTL, рекламы, руководители профессиональных ассоциаций, государственные «мужи», преподаватели маркетинговых дисциплин. Общение с коллегами из разных стран и по разным направлениям было интересным и полезным.
Мне довелось выступить на первом пленарном заседании с докладом о развитии потребительских рынков Казахстана (доклад подготовлен в соавторстве с коллегами Е.Юдиной и А.Романовым). Также Казахстан представил Л.Я.Гуревич (БИСАМ) на втором пленарном заседании с докладом о развитии исследовательских компаний в странах Центральной Азии. Еще на Форуме встретился с соотечественниками: Т.Заритовской (Репутация) и Ж.Игнатьевой (Алкател).
На мой взгляд, первый опыт организации ЕАМФ был удачным. Второй форум намечен на 6-8 июня 2006 года. Рекомендую, коллеги.
А в Казахстане?…
У нас не меньше, чем в России (и в Евразии) назревших вопросов, по решению которых полезно собираться, обмениваться опытом и объединять усилия. Подготовка, сертификация маркетологов и других маркетинговых специалистов; отраслевые стандарты по маркетингу; принципы оценки эффективности маркетинга; повышение уровня маркетинга в казахстанских регионах; развитие маркетинга в непотребительских отраслях; и масса-масса других.
Тем не менее, в Казахстане не было еще серьезных форумов, действительно объединявших профессиональных маркетологов, специалистов по маркетингу, государственных деятелей и предпринимателей.
И дело не в пустых амбициях. Казахстан имеет свою специфику развития как потребительских, так и непотребительских рынков. Казахстан является своего рода экономическим и рыночным форпостом для других стран Центральной Азии. Казахстан геополитически находится между двумя большими государствами и экономиками: Россией и Китаем. И этого вполне достаточно. Это будет полезно для роста профессионализма маркетологов Казахстана, для развития маркетинга в регионах, для интеграции внутренней и внешней, для Казахстана в целом.
Основной вопрос – в объединении разрозненных усилий. Кто готов? Мы – да! Пишите: aruzanov@brif.kz
Александр Рузанов
Президент BRIF Research Group