«Подвешенные» контакты станут настоящими
Человеческое общение традиционно называют роскошью. И действительно, трудно приуменьшить искусство общаться красиво и комфортно для собеседника. Навыки начать, поддержать и продолжить беседу так, чтобы оставить о себе (а значит, и о компании) хорошее впечатление, ценились всегда и будут акутальны вечно.
Сегодня, в наше время особое значение приобретает также умение персоны приобретать долгосрочные связи – личные и профессиональные. Это умение очень важно при любой деятельности, чем бы человек ни занимался.
Под нетворкингом сегодня подразумевают умение заводить и поддерживать нужные связи. (от англ. net – сеть, и work – работа).
Нетворкинг бывает положительным и негативным, так же, как и репутация. Вообще две эти категории неразрывно связаны между собой. От того, как человек общается, позиционируется, зависит его репутация, складывается мнение о нём. Во всяком случае, другие судят о сотруднике по манере общаться, а также по умению иметь в своем списке хороших и нужных людей много пунктов.
Говоря о негативном нетворкинге, подразумевают обычно крайне прагматичный подход к отношениям, который строится по принципу: «ты = мне, я – тебе». Между тем, чтобы сформировать положительную персональную/профессиональную репутацию, нужно уметь заводить связи, поддерживать их и „дружить“ не только на материальной основе. Так, например, человек декларирует, что он предоставит нужную другому информацию только после того, как получит от него сам. Или утверждает: „услуга за услугу“.
Личный опыт автора, столкнувшейся с негативным нетворкингом в соцсетях. Будучи блогером, автор часто по просьбе некоторых сайтовских знакомых читала и анализировала их первые опусы. Предлагала почитать и свои. Каково же было разочарование, когда не только не было ответного чтения блогов, но и даже простое «спасибо» сказано не было!
Кое-кто (особенно так происходит в соц.сетях) вовсю пытается использовать Интернет-собеседника как бесплатного психолога. Это занимает время, отнимает силы и… создает неположительную репутацию такого «собеседника». С подобными людьми связываться (в буквальном смысле этого слова!) не стоит. В этом случае важно вовремя распознать, что вас откровенно используют и свернуть контакты с этой личностью. И, конечно, самому не уподобляться таким манипуляторам.
Считается, что человеческие связи и контакты важнее, чем даже профессиональные навыки. Потому что без умения строить свои гуманитарные сети человек рискует остаться со своими великолепными профессиональными умениями… без работы.
Очень важно то, как персона позиционируется в социуме и на работе. Ведь важны не должности, а человеческие отношения.
Трудно переоценить умения завязывать связи и налаживать отношения для делового человека. Сотруднику это необходимо для создания климата, репутации компании, ее позиционирования. Посредством грамотных лично-деловых коммуникаций можно и нужно поддерживать имидж компании и руководителя.
Например, в деятельности офис-менеджера, на плечах которого/которой находится множество забот по жизнеобеспечению офиса, и говорить не приходится. Контакты с директорами магазинов, отельерами, рестораторами и т.п., и т.д. помогают в непростой деятельности, сокращают сроки поставок, экономят время и др.
Прежде, чем построить свои цепочки связей, необходимо познакомиться с большим количеством людей. При этом иной раз возникает иллюзия, что этот человек не важен и никоим образом не пригодится.
Предубеждение часто мешает относиться к человеку с должным вниманием. И это может повлечь за собой необратимые последствия. Вспомним оскорбленного своей низкой должностью чеховского «клерка», который обещал поставить закорючку в бумаге другого чиновника и тем самым погубить последнего. Так и уборщица, с которой не поздоровались, может сказать нечто не очень положительное о невежливом человеке и таким образом подмочить его репутацию.
Как заводить связи и знакомиться?
Важно понять, что все люди, с которыми вы общаетесь – в реальности или виртуально – всегда формируют своё мнение о вас, которое может оказаться впоследствии как положительным, так и отрицательным.
Американский психолог Стенли Милграм совершил переворот в истории общения и установления человеческих связей и контактов и вошел в историю своей теорией «шести степеней удаленности» или „шести рукопожатий“. Суть которой состоит в том, что каждый человек может найти нужного ему человека через цепочку из шести персон.
Эксперимент С.Милграма заключался в следующем. Разослав множество писем (бумажных тогда еще!), исследователь попросил адресатов передать письма своим друзьям и знакомым. В результате этого эксперимента оказалось, что одного человека от другого отделяет всего шесть звеньев. То есть каждый человек, в принципе, может познакомиться и со звездой и с президентом.
Впоследствии компания Microsoft провела собственное исследование, которое подтвердило открытие С.Милграма. В течение двух лет специалисты, используя современные методы исследования и обработки данных, проанализировали 30 миллиардов сообщений от 240 миллионов пользователей MSN Messenger.
Удивительно, но анализ таких связей показал, что между двумя любыми пользователями можно выстроить цепочку в 6, 6 «рукопожатий».
А С.Милграм за свое выдающееся открытие был удостоен Нобелевской премии.
Разумеется, что правила хорошего тона при знакомстве и общении не утратили свою актуальность. Важно уметь поприветствовать персону, правильно познакомиться, совершить при необходимости рукопожатие, вручить визитную карточку. Это при приватном контакте. Если же вы взаимодействуете в соц.сетях, на форумах, чатах, то этические правила также не отменяются, за исключением, разве рукопожатия и вручения визитной карточки.
Сейчас эксперты считают, что правило «шести рукопожатий» сменяется правилом „трех рукопожатий“. Это связано с совершившейся четвертой информационной революции и наступлением эпохи Интернета. (Человечество знает уже четыре информационные революции: 1. Изобретение письменности. 2. Изобретение книгопечатания. 3. Современные средства коммуникации (телефон, радио и ТВ) и 4. Интернет).
Длина цепочки из людей-посредников сокращается. Связаться с нужным лицом стало еще проще в границах Интернет-социализации. И если задаться целью найти нужного человека, то в соцсетях сделать это можно через «три рукопожатия». То есть если задаться целью найти при помощи Интернета в соцсетях нужного человека, то его можно отыскать за три шага.
Перед тем, как пойти на некое мероприятие, конференцию или в другое место, нужно взять с собой визитные карточки, интересную информацию о возможных собеседниках, комплименты и улыбку впридачу.
Нужно подумать, чем вы можете быть полезными другим людям. Если вы обещали
Делитесь информацией, советами, книгами, ссылками. Не жалейте время на то, чтобы объяснить человеку, если он
Пример. Анна много лет сотрудничала с представителем магазина концтоваров – Татьяной. В ходе дружелюбного общения, когда Аня закупала кое-что для фирмы, выяснилось, что Таня интересуется культурой Японии. Аня стала привозить журналы, вырезки из газет, давать ссылки на интересные Интернет-ресурсы, и даже привозить сувениры на «японскую» тематику из стран, где доводилось бывать. И, мало того, что впоследствии увлеклась сама, но и дружелюбие переросло в дружбу. И в момент, когда понадобился редкий товар, Анна спокойно, легко попросила партнера об услуге.
В нетворкинге работает удивительный закон диалектики: «количество переходит в качество». Большое количество контактов приведет в конце концов к интересной и нужной персоне. Большое количество хороших дел даст в итоге замечательное доброе дело и для вас.
Так, из Италии пришел в Россию обычай «подвешивать кофе». Это означает, что человек, пришедший в кофейню, оплачивает один или два кофе дополнительно. А бариста (специалист, который преимущественно специализируется на приготовлении кофе „эспрессо“) записывает мелом на доске количество „подвешенных“ чашек. Кофе как будто „зависает“.. до того момента, когда приходит тот, кто пока не может сейчас позволить себе купить ароматный и горячий напиток. Выпив „подвешенный“ кофе, человек мысленно говорит „спасибо“ неизвестному благодетелю. И уж в следующий раз с удовольствием закажет „подвешенный кофе“ еще для кого-нибудь. Добро пошло по кругу.
Очень важно не замыкаться в границах совей компании и только делового пространства, нужно и уметь правильно общаться в границах компании и вне. И не только на деловые темы.
Префразировав выражение одного блогера, который написал: «подвешенный» кофе – это не благотворительность. Это – солидарность. Это когда ты видишь личность в другом человеке» можно сказать, что нетворкинг – это солидарность.
Как общаться
Общаясь с человеком где бы то ни было, важно не только уметь слушать его и демонстрировать свою заинтересованность тем, что он говорит, вовремя вставляя адекватные реплики и вопросы. Очень важно обладать навыком обратной связи, с которым в нашей стране наблюдаются некоторые проблемы как в личном общении, так и в переписке.
Вместо того, чтобы подтвердить то, что было услышано, поблагодарить собеседника, человек может смотреть в сторону и полагать, что его визави и так догадается, что он всё понял.
В переписке (особенно обидно, когда было создано большое, длинное письмо) кое-кто умудряется даже не давать подтверждения о том, что письмо получено, не то чтобы ответить.
Человеку всегда приятно слышать звук своего имени. Поэтому нужно в процессе общения повторить его как минимум трижды, чтобы его запомнить и обращаться правильно.
Стараться относиться к человеку как к равному вам. Нужно исключить высокомерие и гордыню. Иначе может создаться репутация неприступного человека, с которым невозможно вести дела. При этом избегать панибратства и амикошонства (это слово означает в дословном переводе «свинская дружба» — от французского ami „друг“ и франц. cochon „свинья“) как в реальном, так и в виртуальном общении. Сейчас кое-кто быстро и без разрешения собеседника переходит на „ты“, начинает использовать сленг, который не понятен собеседнику, переходит на крайне разговорную лексику, не понял толком, кто перед ним.
(А в соц.сетях сейчас «рыскают» эйчары, от которых зависит трудоуйстройство в дальнейшем. И если с таким профессионалом взять в общении неверный тон, то нового предложения можно ждать очень долго…)
Не стоит отвергать знакомства даже – при первом рассмотрении – «ненужных» людей. Каждый может оказаться интересным и нужным для каждого.
Умейте поговорить на разнообразные темы, при этом ни в коме случае не забивая собеседника словопотоком и собственными познаниями. Для этого нужно читать, смотреть фильмы, слушать музыку, знать сферу деятельности человека, пролистывать новости и хронику.
Умейте сказать человеку приятное без откровенной лести, умейте делать тонкие комплименты.
Где знакомиться. Где угодно.
На собачьей площадке, в собственной компании с другими личными ассистентами, например, в фитнес-клубе, в профессиональных сообществах, на конференциях, и, конечно, в соцсетях.
Как показывает практика, знакомство по делу в ночном клубе образуется крайне редко.
Нужно не закрываться в одной только социальной и профессиональной группе. Широкие связи могут дать самые неожиданные эффекты.
Пример из жизни. Общаясь сначала по Интернету с хорошими и интересными людьми, автор потом получала предложения о работе, интереснейшую информацию, советы, рекомендации, подарки. Возбудила иск с помощью подруги-адвоката, получила совет, как лечить собаку…Но до этого, конечно, старалась многое давать: редактировала тексты собеседника. Давала информацию, статьи, суждения, помощь, психологическую поддержку…
Как знакомиться.
Чтобы познакомиться с интересующей вас персоной существует два способа. Либо вы подходите, приветствуете персону, представляетесь сами, обязательно называя свое имя, либо просите общего знакомого вас представить. А дальше начинаете разговор.
В соц.сетях, конечно, все проще. Но, где бы мы ни были, важно соблюдать элементарные правила общения.
Очень важно осторожно выбирать темы для беседы (например, просто даже не начинать разговор о Пусси Райот, может возникнуть жаркая дискуссия, переходящая в неприятие друг друга в результате.) Под запретом находятся также темы – политика, религия, вкусы, наличие мужа или жены, сущестование детей, возраст, неудачи, болезни и т.п.
Необходимо быть любезным и дружелюбным с любым встреченным человеком. Помимо того, что это - элементарное правило хорошего тона, формирует негласную репутацию, со временем может дать неожиданные и хорошие результаты. Дейл Карнеги – гуру в области общения – всегда рекомендовал здороваться со всеми, например, с секьюрити, горничной и др.
И – непременно нужно благодарить за каждое даже минимальное действие со стороны собеседника.
Зачем иметь контакты. Чему служит нетворкиг
Жить в социуме и при этом не общаться могут только жестокие аутисты, либо люди с не самым хорошим воспитанием.
Нетворкинг дает возможность:
— расширить картину мира;
— завести полезные/интересные связи;
— получить и дать поддержку другому;
— получить интересное во всех смыслах предложение (от работы до предложения руки и сердца);
— создать положительный имидж и репутацию;
— поддерживать корпоративный имидж;
— повысить уровень образования
— оперативно (В Интернете) получить информацию
И многое-многое другое.
Как поддерживать связи
После знакомства желательно оперативно (если получится, лучше в течение суток/недели) связаться с человеком по Интернету, «зафрендиться» в соц.сетях. Которые очень удобны, если по какой-то причине (что неверно!) у человека не оказалось визитных карточек.
Время от времени напоминать о себе. Непременно поздравлять с днем рождения и праздниками, причем лучше это делать не «под копирку».
Очень хорошо поддерживать связи при помощи телефонных звонков, как это принято у прагматичных американцев, которые выбирают специальный день для звонков.
Можно предположить то, что в целях поддержания контактов и коммуникаций, не составит труда время от времени «кидать» ссылки на интересную человеку информацию.
Идеально будет – найти возможность встречаться хотя бы редко. Но это в том случае, если вы действительно подружились с человеком и вас связывают уже неформальные отношения. Зато деловых знакомых можно приглашать на соответствующие мероприятия.
Если не поддерживать контакты, а потом резко обратиться к человеку с просьбой, то вполне вероятно, что можно получить отказ.
Перефразируя мысль о том, что тот, кто владеет информацией, владеет миром, можно сказать, что тот, кто владеет множеством полезных контактов/связей для себя и своего руководителя, владеет ситуацией и профессионально компетентен.
Хорошего нетворкинга, Ваша Ирина Денисова
Статья опубликована в журнале «Справочник секретаря и офис-менеджера» № 11 2012 год. Публикуется в авторской редакции. При перепечатке просьба ссылаться на первоисточник.- И.Д.