Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Россияне начинают ценить работу

Россияне начинают ценить работу.

 

15% работников покинули свои компании весной 2012-го года.

Быстро найти новую работу стало сложнее. Доля компаний расширявших штаты весной 2012-го была, по-прежнему, ниже доли компаний, проводивших сокращения персонала. Но разрыв уже не 2-3 кратный, а только 30%-ный. Доля компаний, в которых заработная плата растет в два раза выше доли компаний, в которых она снижается.

 

 

ИГОРЬ Березин

Президент Гильдии Маркетологов

Ведущий эксперт исследовательского холдинга Romir

 

 

В мае 2012-го года исследовательский холдинг Romir в ходе проведения очередного он-лайн опроса задал участникам несколько вопросов относительно ситуации с занятостью – и лично у них, и в компаниях, в которых они работают или работали. Такие же вопросы задавались три и шесть месяцев назад, а также 3,5 года назад – в ноябре 2008-го года.

В опросе приняли участие 1000 человек, проживающих во всех Федеральных округах. Доля мужчин в выборке составляет 48,5%. 66% опрошенных имеют высшее образование. 43% участников опроса – в возрасте 18-34 года, 57% — 35-59 лет.

 

 

 

 

 

 

 

           Сначала участникам был задан вопрос о том – «Произошли ли лично у них какие-то изменения, связанные со сменой места работы весной этого года».

Оказалось, что менее 5% участников исследования были уволены или сокращены по инициативе работодателя. Это могло быть оформлено и как — «…по собственному желанию, и как – „в связи сокращением штатов“, и как – „в связи с несоответствием занимаемой должности“. Это лучший показатель за 3,5 года. В ноябре 2008-го о прекращении работы по инициативе работодателя говорили 6% участников исследования, а в ноябре 2011-го и феврале 2012-го – по 10% опрошенных. См. Диаграмму 1.

 

Еще 11% респондентов покинули место работы действительно по собственной инициативе. Эта цифра в 1,5 раза превышают показатель осени 2008-го года, когда только 7% покинули свое место работы по собственному желанию. Среди работников моложе 25 лет 16% ушли «по собственному желанию». Среди, кто старше 35 лет – 10%. Среди граждан со средним семейным доходом 14% уволились с работы весной 2012-го. Среди тех, чьи доходы выше среднего уровня – только 7%.

 

Не работали на момент проведения опроса в мае 2012-го 10% респондентов. Это самый маленький показатель за 3,5 года. Весной 2012-го года не работали 18% молодых респондентов, 14% граждан со средним образованием (8% — с высшим), 16% тех у кого семейный доход существенно ниже среднего уровня (6% тех у кого он значительно выше среднего).

 

 

Диаграмма 1. Динамика увольнений: 2008 / 2011 / 2012 февр. / 2012 май.

Данные – Ромир, в % от общего числа опрошенных.

 

 

Следующий вопрос – «Как быстро вы смогли найти новую работу после увольнения?» задавался только тем, кто был уволен, сокращен или покинул компанию по собственной инициативе. Найти новую работу весной 2012-го стало труднее – см. Диаграмму 2.

 

Только 28% уволенных удалось трудоустроиться в течении первой же недели после увольнения. В 2008-м году такое удалось 37% потерявших работу, а зимой 2012-го – 33%. Очевидно, увольнение с прежнего места работы для этих граждан не стало «неприятной неожиданностью» и смена места работы была ими заранее запланирована. Трудоустроиться в течении недели удалось 23% работников со средним образованием и 31% — с высшим.

Каждому шестому (16%) понадобилось для трудоустройства от 1,5 недель до одного месяца. Осенью 2011-го за такой срок удалось трудоустроиться каждому четвертому потерявшему работу (24%).

Итого – менее чем за месяц нашли новую работу 44% потерявших ее этой весной. Ранее этот показатель никогда не опускался ниже 50%.

Каждый восьмой (13%) потерявший работу весной 2012-го года нашел новую более чем за месяц, а каждый третий (31,5%) — все еще находятся в поиске. Аналогичные показатели были зафиксированы и при предыдущих замерах.

 

11% участников исследования не ищут работу, «пока не планируют работать». Это в 2-2,5 раза выше, чем в предыдущие годы. Пока не планируют работать: 10% мужчин и 12% женщин; 25% граждан старше 45 лет, против 3-5% в остальных возрастных группах; 16% малообеспеченных и 14% материально благополучных, против 8% граждан со средним уровнем семейных доходов.

Диаграмма 2. Срок поиска новой работы.

Данные – Ромир, в % от общего числа потерявших работу.

 

 

 

На следующий вопрос – «Имели ли в ваших компаниях какие-либо из перечисленных событий?» были получены следующие ответы – см. Диаграмму 3.

 

Диаграмма 3. Что происходит в компаниях.

Данные – Ромир, в % от общего числа стабильно работавших.

 

 

17% участников исследования заявили, что в их компаниях весной 2012-го года имело место сокращение персонала – увольнение сотрудников. Осенью 2008-го сокращения имели место быть в 24% компаний, осенью 2011-го – в 20%.

10% участников сообщили о сокращении заработной платы в их компаниях весной 2012-го года. Осенью 2008-го о сокращении размера заработной платы в своих компаниях заявили 14% участников опроса; осенью 2011-го – 7%.

8% респондентов рассказали о сокращении «социальных пакетов». Это выше, чем при прошлых замерах.

 

В 4,5% компаний произошло увеличение / введение соцпакетов.

В предыдущих замерах такой вариант ответа не был предусмотрен, так что сравнивать пока не с чем.

 

В каждой пятой компании произошло увеличение заработной платы. Причем, — в половине случаев довольно существенное – более чем на 10%, т.е. значительно превышающее инфляцию.

Хочется обратить особое внимание на то, что доля респондентов, указавших на рост заработной платы в своих компаниях весной 2012-го года в два раза выше доли респондентов, указавших на ее снижение.

 

В каждой восьмой компании (13%) весной 2012-го имело место расширение штатов – прием новых сотрудников. Причем, в более чем половине случаев количество сотрудников было увеличено более чем на 10%. Осенью 2008-го года о расширении штатов в своих компаниях рассказали только 7% респондентов; а осенью 2011-го – 9,5%.

Доля компаний сокращавших персонал, по-прежнему, выше доли компаний в которых штаты расширяются. Но, если осенью 2008-го соотношение было 3,5 к 1; осенью 2011-го и зимой 2012-го – 2 к 1; то сейчас – 1,3 к 1.

 

Не произошло никаких изменений заработной платы и занятости в 34% компаний весной 2012-го, против 43% — зимой этого же года и 56-58% компаний осенью 2008-го и осенью 2011-го.

 

 

Про заработную плату мы решили задать еще один уточняющий вопрос «Как изменилась заработная плата в ваших компаниях за полгода – по сравнению с ноябрем 2011-го года?»

Обращаю внимание на то, что в предыдущем вопросе речь шла о трех месяцах. Поэтому цифры существенно различаются!

 

Диаграмма 4. Изменение заработной платы по сравнению с ноябрем 2011-го года.

 


Данные – Ромир, в % от общего числа ответивших.

 

 

 

Не может не радовать тот факт, что доля компаний в которых имел место рост заработной платы почти в 4 раза превышает долю компаний в которых заработная плата снижалась.По понятным причинам никаких значимых различий в ответах участников исследования по полу, возрасту образованию и доходу выявлено не было.

 

В завершении темы мы спросили у респондентов – «Как бы вы охарактеризовали уровень заработной платы в вашей компании по сравнению с оплатой труда в других компаниях вашего города»?. Результат представлен на Диаграмме 5.

 

Диаграмма 5. Заработной плата по сравнению с другими компаниями.

 


Данные – Ромир, в % от общего числа ответивших.

 

Хочется обратить особое внимание на абсолютную сбалансированность ответов. Это, косвенным образом свидетельствует о том, что и выборка наша сбалансирована. В ней присутствуют как представители благополучных предприятий, имеющих возможность платить своим сотрудникам более высокую заработную плату, так и представители компаний, оплата труда в которых ниже среднего по городу уровня.

 

 

 

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены