Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Рынок ЗКР в сегменте туров выходного дня (2007 г.)

Балаев СергейБалаев Сергей Юрьевич
Член Совета Гильдии Маркетологов,
эксперт-консультант по маркетингу и экономическому анализу

(sergei-balaev@mail.ru)

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

  1. Въездной туризм
  2. Ввыездной туризм
  3. Внутренний туризм
  4. Конкурентная среда


 

 

 

 

Въездной туризм

 

Самые большие туристские потоки из Дальнего зарубежья, определяющие лицо российского рынка "классического" въездного туризма, формируют Германия, США, Франция, Италия, Великобритани, Испания, Япония и Республика Корея, граждане которых составляют до 65% от общего числа иностранных гостей в РФ (Рис.1)

Рисунок 1                                                                                                      

Лидерами по приему иностранцев в России на протяжении многих лет продолжают оставаться Москва, Санкт-Петербург и «Золотое кольцо России». По оценкам экспертов компании «Интурист», программы посещения этих городов привлекают не менее 95% всех зарубежных туристов. А по Золотому кольцу обязательно едут до 75% иностранных туристов, посещающих Москву и Санкт-Петербург.

Однако в целом количественные показатели въездного туризма снижаются (Рис.2). В 2006 году по сравнению с 2003 годом туристопоток (с целью туризма)) из Дальнего зарубежья сократился на 36,8%.

Эксперты туристических компаний отмечают, что номерной фонд Москвы крайне невелик, его емкость не более чем 5000 гостиничных номеров, остро ощущается нехватка гостиниц туристического класса – «3-4 звезды» в Европейской части России, а во многих регионах вообще нет гостиниц евростандарта.

Эксперты основных туроператоров въездного туризма считают, что туристский интерес к России существенно тормозит нехватка информации о стране и происходящих в ней переменах, имидж РФ на Западе падает. По данным РСТ (Российский союз туриндустрии), из федерального бюджета на некоммерческую рекламу туристических возможностей России за рубежом выделяется всего 3 млн евро.

Эти деньги идут не только на проведение рекламных акций, но и на организацию выставок, конференций и других мероприятий, проводимых Федеральным агентством по туризму. Для сравнения, Польша в 2006 г. потратила на рекламу своих туристических возможностей за рубежом более 60 млн евро, Франция, которая в особых представлениях не нуждается, 60 млн евро, Венгрия тратит на собственную рекламу около 25 млн. долл., Китай - около 1 млрд долл.

 

Рисунок 2                                                                                                      

Основные причины снижения въездного турпотока:

  • рост цен на услуги, которые за последние несколько лет ежегодно увеличиваются на 20-25% (вкл. гостиничные);
  • недостаточность гостиниц евростандарта (туристического класса);
  • несоответствие цены и качества турпродукта (для евротуриста);
  • плохая информированность потребителя о турпродукте, низкие количественный и качественный уровни рекламы и слабая маркетинговая составляющая продвижения;
  • не либеральная политика выдачи въездных виз;
  • большинство западного турпотока состояло из людей старшего поколения

 

 

Выездной туризм

 

По данным Государственной службы статистики (Росстата) показатель выезда российских туристов за границу в 1-ом полугодии 2006 года составил 2,93 млн выездов, что на 13% больше, чем в 2005 году. Наибольшим спросом продолжают пользоваться у Российского туриста Испания, Греция и Италия. Наибольший прирост в 2006 году показало направление – в Тайланд, до +121% (эксперты основных туроператоров по выездному туризму объясняют это отложенным спросом после цунами в декабре 2004.г.).

При этом турпоток на самом популярном направлении — Турции, уменьшился на 8,5%. На 6% произошёл спад потока на французском направлении. Эксперты туррынка объясняют данный факт нестабильностью в данных странах в 2005-2006 годах – теракты и внутренние беспорядки.

Однако подавляющее большинство экспертов в турфирмах считают, что 13%-ый рост турпотока вызван не появлением новых клиентов, а многократными поездками тех, кто и раньше постоянно ездил за границу. Т.е. количество выезжающих не увеличилось, просто выросло количество повторных поездок. Часть российских туристов стала активнее отдыхать.

 

 

Внутренний туризм

 

В 2006 году относительно 2003 года внутренний турпоток вырос на 67,7%.

Рисунок 3                                                                                                      

Рост внутреннего туризма в 2005 году по отношению к 2004-ому составлял 15%, а в2006 году по сравнению с 2005-ым достиг 20% (Рис.3). По данным Высшей школы экономики, число россиян, путешествующих внутри страны, составило в 2005 году 23,1 млн. человек (15 млн. из них - организованные туристы), а в 2006-ом – 27,7 млн. Согласно информации их Федерального агентства по туризму (Ростуризм) при сред-

ней стоимости путевки в 19000 руб. доход отрасли в 2005 году составил порядка 444 млрд. руб., или $16,5 млрд. Основной причиной столь бурного роста спроса на отдых внутри страны эксперты считают повышение качества туристической инфраструктуры.

В 2006 году россияне тратили на отдых внутри страны, по экспертным оценкам, как минимум на 15—20% больше, чем в 2005-ом. По данным специалистов Российского союза туриндустрии (РСТ) ежегодный рост цен на туруслуги и сервис объясняются увеличением спроса на внутренний туризм.

Престижным и массовым становится сейчас и отдых в Подмосковье (Рис.4) — несмотря на то, что он ежегодно дорожает на 20%. В области сейчас работает более 900 загородных отелей, пансионатов и домов отдыха, а общее количество мест увеличился на 10% в 2006 году. Летняя загрузка объектов размещения составляет 80—90%. Правда, высококлассных отелей, которые по уровню сервиса могли бы действительно соответствовать существующим ценам почти нет. Туристическим регионом сейчас становится даже Тверская область — поток сюда ежегодно растет на 10—15%. Отдыхать на Волге едут даже из Сибири, Севера, Северо-Запада России, спрос на речные круизы вырос на 20—25%.

Рисунок 4 Уровень турпотоков в основных туррегионах России в системе внутреннего туризма в 2006 г. (Источник: «Профиль».):

Туррегион

Количество туристов (чел.)

Величина роста турпотока

Рейтинг по величине турпотока

Рейтинг по величине роста

Черноморское побережье

12 млн.

25%

1

2-3

Москв

5 млн.

20%

2

5

Санкт-Петербург

2,5 млн.

10%

3

7

Золотое кольцо

1,5 млн.

15%

4

6

Байкал

350 тыс.

20—30%

5

4

Карелия

300 тыс.

25%

6

2-3

Поволжье

150 тыс.

50%

7

1

Подмосковье

100 тыс.

10%

8

8

 

Цены на туры по Золотому кольцу с 2003 года по 2006 год выросли в 2,5 раза. Строительство отелей по Золотому кольцу идет очень масштабное. Например в Суздале земля дорожает на 25—30% в год. Город принимает около 1 млн. туристов в год, хотя реально способен разместить не более 600 тыс. и туристам приходится останавливаться в ближайших городах

Основные причины роста внутреннего туризма:

  • повышение качества туристической инфраструктуры;
  • более массированная, чем в прошлые годы, реклама российского турпродукта;
  • подорожание многих европейских курортов;
  • постоянные проблемы с визами в евространы;
  • участившиеся в последнее время авиакатастрофы и теракты за рубежом

 

 

Конкурентная среда

 

Рост туррынка РФ стимулирует ежегодный 30%-ный рост количества турфирм (Рис.9), темпы роста количества туроператоров (22%год) почти в 2 раза меньше чем темпы роста количества турагентов (40%год). Что косвенно показывает рост количества турнаправлений, турмаршрутов, турпродуктов.

Количество турфирм в Москве составляет около 4500, что составляет 21,2% от всех российских турфирм, что приводит к повышенному уровню конкуренции на московском рынке. Относительно условное разделение фирм на туроператорские (призванные формировать туристический продукт, обеспечивать его необходимыми местами в гостиницах и билетами) и турагентские (призванные продавать готовый турпродукт клиентам), приводит к дополнительному усилению конкурентной борьбы.

Финансовые риски туроператоров выросли и являются более высокими, чем у турагенств. Желая стабилизировать своё положение туроператоры увеличивают ассортимент турпродукта, направления своей деятельности (многопрофильность). Число многопрофильных туроператоров постоянно множится. Именно поэтому, по единодушному экспертному мнению специалистов туристической отрасли, крайне важным становится обладание полноценной информацией о текущем состоянии туристического рынка, как в целом, так и по отдельно взятым направлениям, что подтверждает увеличение объёма маркетинговых исследований на рынке туриндустрии в 2006 году на 64%.

Рисунок 9

 

Согласно экспертной оценки специалистов туррынка, только около 5-7% всех турфирм можно отнести к категории среднего бизнеса (220-315 фирм Москвы), а основную часть – к малому. Количество туроператоров работающих в основном на внутренний туризм определяется как 100-150. Все эти операторы формируют турпродукты по Золотому кольцу.

 

Рисунок 10 Рейтинг и доля туроператоров туров выходного дня

Рейтинг

Наименование

Доля в

«десятке»

Структура продаж

1

Владинвесттур

20,0%

агенты

2

Магазин путешествий

15,0%

Сеть + агенты

3

Дан

15,0%

агенты

4

Владимир-трест

13,8%

агенты

5

Славянка

8,8%

агенты

6

Орфей

7,5%

Сеть + агенты

7

Истоки

7,5%

агенты

8

Вокруг света

6,3%

агенты

9

ВидеоТурДельта

5,0%

агенты

10

~

1,3%

агенты

Всего

          100%

 

По экспертной оценке, в сегменте «Туры выходного дня» по Золотому кольцу работают около 60-100 операторов туррынка, из которых лидирующее положение занимают ~12-20 фирм, которые формируют до 80% туров выходного дня. Полный перечень данных туроператоров выяснить так и не удалось, но «Владинвесттур» является явным лидером.

 

 

 

Август 2007 г.

 

Балаев С.Ю.
Член Гильдии Маркетологов,
(sergei-balaev@mail.ru)

Скачать статью в формате word
Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены