Статья предоставлена Игорем Березиным и исследовательским проектом жернала «Эксперт» — „Стиль жизни среднего класса“
Статья возможно будет опубликована в майском номере журнала «Практического Маркетинга»
В середине апреля, с подачи президента Владимира Путина и его советника Андрея Илларионова в СМИ развернулась захватывающая дискуссия на тему — «За сколько десятков лет Россия догонит по уровню жизни Португалию? Что для этого нужно? И нужно ли?».
Все быстро согласились с тем, что при темпах экономического роста в 3-4% годовых произойдет лишь консервация нынешнего кратного отставания России от стран со средним уровнем экономического развития типа все той же пресловутой Португалии. И началась вялая рефлексия на тему — а как бы нам из 4-х сделать 6%?
А между тем — что 4, что 6 — по большому счету разницы никакой. Для стран с достигнутым высоким уровнем развития типа США или Германии и 4 и 6% годового экономического роста — это просто здорово. 6% — это даже слишком для таких мощных экономик. А вот для России или Индии 6% — это мизер. При таких темпах экономического роста удвоение ВВП произойдет лет за 12 — не меньше, и тогда к 2013 году в России на каждого жителя будет приходиться по 5000 долларов годового ВВП, вместо нынешних 2500.
Для справки: ВВП на душу населения в США составляет более 30 тысяч долларов, в Португалии — около 12 тысяч, а в Чехии — 7 тысяч. За ближайшие 10 лет эти страны увеличат свои показатели на 20-30%.
И, к тому же, — простите меня, но российская статистика в ее нынешнем виде просто не в состоянии ответственно зафиксировать разницу между 4 и 6% годового роста. В реальности 4 означает от 2.5 до 5.5, а 6 — от 4.5 до 7.5. Ну и где здесь принципиальная разница?
Что России действительно нужно — так это 10 лет непрерывного экономического роста с темпом в 10% годовых. И тогда к 2015 году ВВП на душу населения составит порядка 10 тысяч долларов. А это уже Уровень.
Чудо? В какой-то степени — Да! Но, подобные чудеса за последние 50 лет случались в истории доброго десятка европейских и не европейских стран: Германия и Италия, Япония и Корея, Бразилия и Мексика, Китай и Тайвань — список можно продолжить. Правда, нигде чудеса не случались сами собой — по мановению пресловутой невидимой руки рынка, хотя и она приложила к этому делу свою невидимою длань. Там, где они происходили, экономические чудеса были подготовлены, явились результатом целенаправленной экономической политики.
К весне 2002 года на основных потребительских рынках стало совсем грустно. В общем-то ничего страшного не произошло. В отдельных секторах и, особенно, у отдельных компаний даже продолжается умеренный рост, связанный с перетоком части потребителей с открытых и плохо организованных рынков и ярмарок в магазины, особенно сетевые. Но былого блеска в гласах коммерсантов, связанного с ростом объемов продаж на 20-25% в квартал уже давно нет.
Стабилизация, и даже некоторое снижение потребительской активности на рынках одежды и обуви, крупной бытовой и видеотехники, мебели и других товаров длительного пользования объясняется тем, что эти рынки, при нынешнем соотношении уровня цен и доходов потребителей подошли к состоянию насыщения. Не бедные семьи, в основной своей массе, за последние 3-7 лет обновили свой парк мебели и бытовой техники. И не видят особых оснований для того, чтобы в ближайшие годы снова менять телевизор или холодильник, спальню или мягкую мебель, стиральную или посудомоечную машину. Рынки поддерживаются только за счет того, что растет число таких семей — см. сноску.
Производители и продавцы мебели и бытовой техники не могут оказать существенного влияния на данную ситуацию. Ведь ключевой фактор, способствующий обновлению парка этих товаров — приобретение и переезд семьи в новую квартиру лежит вне их зоны влияния. Остается ждать.
И это ожидание — хуже всего. Нет стимула для активной и напряженной деятельности. А без стимула, без напряжения сил и ресурсов, без сверхзадачи российская экономика, впрочем, как и любая другая, обречена скатываться в болото застоя.
Ждать роста доходов той части населения страны, а это около половины всего населения, чьи доходы на сегодняшний день позволяют поддерживать стандарт потребления близкий к минимальному: продукты питания, коммунальные платежи, городской транспорт, лекарства и т.п. Для того, что бы эта группа смогла начать активно потреблять мебель и бытовую технику ее доходы должны возрасти как минимум в два раза. С чего бы это?
«Не бедными» в России в начале 2002 года считаются семьи, располагающие доходом от 150 до 1000 долларов в месяц на каждого члена семьи. 500-3000 долларов в месяц на семью, состоящую из трех человек. Таких семей в России насчитывается 10-12 миллионов — 20-24% от общего числа семей, домохозяйств в России. 4 миллиона „не бедных“ семей проживают в 16 крупнейших городах страны. За последние два года число семей, имеющих такой уровень дохода, выросло примерно в 2-2.5 раза.
Или не ждать? А что если в России будет строиться на 250 тысяч квартир в год больше, чем сегодня? Представляете какой дополнительный спрос на мебель и бытовую технику возникнет? Это не говоря о том, что строительство такого количества квартир дополнительно создаст как минимум миллион дополнительных рабочих мест только в жилищном строительстве. Кстати средняя заработная плата в этой отрасли уже превысила 5000 рублей в месяц. А еще есть промышленность строительных материалов, грузовые перевозки, производство строительной техники, машиностроение, и далее — по всей цепочке до электроэнергетики и металлургии. Вот куда может пойти «излишек» российского металла невостребованный в США.
Но, с какой такой радости в стране может строиться на четверть миллиона квартир больше чем сегодня? Если и то что строится сегодня не находит сбыта по тем ценам, которые сложились на рынке жилья. Только в Москве по экспертным оценкам риэторов стоят нераспроданными около 100 тысяч квартир, построенных в предыдущие годы? А это между прочим эквивалентно совокупному объему строительства за два последних года.
Для справки. В 80-е годы прошлого века в России строилось ежегодно около миллиона новых квартир. Средняя площадь новой квартиры не превышала 60 метров. К середине 90-х годов прошлого века объемы строительства (в метраже) снизились в два раза, а средняя площадь новой квартиры возросла до 80-85 метров. И произошла стабилизация на этом отвратительно низком уровне. Только для того чтобы восполнять ветшающий жилой фонд необходимо строить как минимум 600-700 тысяч новых квартир в год. В 2001 году в России было построено 375 тысяч новых квартир.
Строительство 250 тысяч квартир дополнительно к тем, что строятся сегодня потребуют дополнительных инвестиций в размере порядка 6-7.5 миллиардов долларов ежегодно. Мы вышли на эту сумму исходя из средней площади квартиры в 80-85 квадратных метров и средней стоимости строительства одного метра в 300-350 долларов. А рыночная стоимость этих дополнительных 250 тысяч квартир потянет на 10 миллиардов долларов. Откуда взять такие деньги?
Размер накопленных совокупных сбережений населения страны к началу 2002 года составил 60-70 миллиардов долларов. 22 миллиарда хранятся на счетах в банках — рублевых (65%) и валютных (35%). Остальное — наличная иностранная валюта (80%), рубли (15%), ценные бумаги, золото, антиквариат и прочая дребедень.
60-65% всех сбережений (36-45 миллиардов долларов) приходится на долю «не бедного» населения, среднего класса, семей с годовым доходом от 6 до 30 тысяч долларов в год. Таких семей в России — 10-12 миллионов. В том числе 4 миллиона проживающих в 16 крупнейших городах страны. На самом деле большая часть этих сбережений (70% = примерно 25 миллиардам долларов) приходится на долю 2.5 миллионов семей, сберегающих ежегодно более 1200 долларов. Каждая такая семья накопила к началу 2002 года по 10-12 тысяч долларов, в среднем.
Данные относительно намерений и возможностей среднего класса получены из материалов третьей волны исследовательского проекта «Стиль жизни среднего класса» (Журнал „Эксперт“, Группа monitoring.ru), весна 2002.
40% семей среднего класса в настоящее время довольны своими жилищными условиями и не намерены заниматься их улучшением в ближайшем обозримом будущем. А вот четверть представителей среднего класса желают улучшить свои жилищные условия в ближайшие четыре года. Причем более половины из этих семей готовы вкладывать свои деньги в улучшение этих условий. Суммы, правда, называются довольно скромные в среднем — по 10-15 тысяч долларов. Понятно, что на такие деньги новую квартиру площадью 80 м. кв. «с нуля» не купить. Но этого и не требуется. Ведь у подавляющего большинства представителей среднего класса уже есть квартира. Требуется всего лишь нарастить метраж на 20-25 метров, ну там еще улучшенную планировку, большую кухню, хороший район и т.п. А на это 10-15 тысяч вполне хватит.
Итак, мы имеем 1-1.5 миллиона семей, имеющих устойчивый доход в районе 10-15 тысяч долларов в год на семью, накопленных сбережений на такую же сумму и желающих улучшить свои жилищные условия в ближайшие годы. Что им мешает это сделать?
Две причины. Первая — убогое состояние предложения. По балансу цена/качество предложение на жилищном рынке не соответствует потребностям, возможностям и ожиданиям российского среднего класса.
Вторая — отсутствие механизма «плавного переезда». Высокие трансакционные издержки. Хорошо. Допустим я продаю свою 50-метровую двушку и доплатив 15 тысяч долларов приобретаю 75-метровую трешку. Я не хочу и не могу это делать в пожарном порядке. Возможно, моей новой квартире требуется косметический ремонт. И я хотел бы сделать его до заселения, а не после. К тому же в новую квартиру я хочу купить новую мебель, — хотя бы часть. В общем, мне надо месяца два, а лучше три на переезд. Но частный риэлтор не может и не хочет ждать. Время — деньги.
Итак, мы строим дополнительно по 250 тысяч квартир «для среднего класса» в год. В качестве частичной оплаты за эти квартиры мы принимаем 200 тысяч старых квартир, которые реализуем на вторичном рынке, также принимая в качестве частичной оплаты сдаваемые еще меньшие квартиры. Пускай 150 тысяч штук. Эти квартиры также реализуются на вторичном рынке. Итого в результате строительства дополнительных 250 тысяч квартир жилищные условия улучшили 600 тысяч семей.
Нетрудно догадаться, что в результате такого мощного выброса дополнительного предложения на вторичный рынок жилья цены на нем существенно снизятся. А следовательно, — улучшение жилищных условий станет возможным для семей, имеющих сбережения в размере 7-10 тысяч долларов. А таких семей уже не 2.5, а 5 миллионов. А через три года будет не менее 7 миллионов.
За 8 лет реализации этой программы жилищные условия сможет улучшить 5 миллионов семей. Это дополнительно к тем 5-7 миллионам, которые и так смогут улучшить свои жилищные условия при сохранении нынешних темпов ввода жилья на уровне 350-400 тысяч квартир в год. Итого — 10-12 миллионов семей (четверть от имеющихся в России) улучшает свои жилищные условия в течении ближайших 8-10 лет. Смею предположить, что на этом жилищный вопрос, который так портил россиян все годы советской власти, будет в целом решен. Конечно, останутся граждане, которые сегодня не имеют ни сносного жилья, ни пристойных доходов, ни уж тем более сбережений. И таких бедолаг в России сегодня процентов 20-25-30. Но, это уже совсем другая история.
А параллельно будут решены еще несколько проблем. Будут созданы зоны компактного проживания активных, нормально зарабатывающих граждан — среднего класса. Может быть реализована новая концепция градостроительства. Та, которую мы «доедаем» сегодня была сформирована 35 лет назад, в начале благословенного правления дорогого Леонида Ильича Брежнева (царствие ему небесное). В ноябре будет 20 лет как он помер. Разгрузятся транспортные артерии крупных городов коллапс которых просматривается в перспективе ближайших двух-трех лет. В Москве — так уж точно. Сдвинется с мертвой точки коммунальная реформа. Трудно представить, что семьи, которые смогут приобрести новое жилье не смогут оплачивать 100% коммунальных платежей. К 2010 году сформируется рынок жилья емкостью в 40-50 миллиардов долларов в год, в нынешних ценах. А самое главное — все эти годы экономика России будет расти на 10% годовых и больше.
Но, все это станет возможным только в случае, если правительство России изыщет возможность направить на раскрутку этой программы 10-15 миллиардов долларов в течении ближайших трех лет. Где взять эти деньги? Да, в общем — где угодно. Хоть в Центральном Банке, хоть облигации специальные выпустить, хоть в Пенсионном Фонде — чем не долгосрочное вложение с высокой доходностью и высокой же надежностью. Первые же 250 тысяч построенных по этой программе квартир создадут обеспечение в размере порядка 10 миллиардов долларов.
Кстати о доходности. Большинство представителей среднего класса, нуждающихся в улучшении жилищных условий готово взять кредит на недостающие им 5-10-15 тысяч долларов на 5-10 лет под 8-10% годовых в валюте. И многие семьи имеют вполне реальные возможности обслуживать такой кредит, с учетом того, что выплачиваемые в счет погашения этого кредита и процентов суммы не будут превышать 15-20% совокупного годового дохода семьи. Кажется 8-10% годовых в валюте — это вовсе не плохая доходность для долгосрочных инвестиций, с надежным обеспечением?
Конечно же от государства потребуются недюжинные организационные усилия. Конечно, придется преодолевать соблазны и искушения. Конечно — угроза «панамы». Конечно, взяткоемкость этого проекта весьма велика. Один только конкурс на новую концепцию градостроения потянет на миллионы долларов. А еще — выделение участков под застройку, определение строительных подрядчиков, агентов по обслуживанию ипотечных программ, принудительное переселение неплательщиков в малогабаритные квартиры и т.д. и т.п. И все же, все же, все же.
Игорь Березин, аналитическая группа «Эксперт-МА»