Российский государственный гуманитарный университет.
Центр маркетинга и информационного менеджмента.
Тел. 250-67-77
E-mail: omr@rsuh.ru
В 2001 году Российским союзом молодежи был издан справочник «Лучшие выпускники 2001 года: учебные заведения московского региона».
Центр маркетинга и информационного менеджмента Российского государственного гума-нитарного университета провел анализ жизненных ценностей и профессиональных интересов, а также воплощение в жизнь устремлений и надежд лучших выпускников школ и вузов 2001 го-да. Думаем, что результаты этого обследования будут интересны не только самим выпускни-кам, попавшим в эту книгу, но и всем, кому интересно знать, каковы планы и надежды будущей интеллектуальной и профессиональной элиты России.
В какие высшие учебные заведения поступают лучшие выпускники школ? Мы проанали-зировали планы поступления выпускников школ и получили своеобразный рейтинг московских вузов. Анализ показал, что 78% выпускников предполагают поступать в государственные вузы (из них: 46% — предпочитают гуманитарное образование, 32% — техническое) и 22% — в раз-личные коммерческие вузы.
Всего были проанализированы высказывания 1367 человек, в т.ч. 879 девушек и 488 юношей.
Ниже мы приводим результаты анализа по государственным вузам.
|
|
Ну и как сложилась судьба этих выпускников? Смогли ли они поступить туда, куда наме-ревались? Удается ли лучшим школьникам преодолеть барьеры высоких конкурсов в лучшие вузы России? По прошествию полугода в ходе телефонного опроса мы попытались это выяс-нить.
Всего было опрошено 180 выпускников из школ Подмосковья.
Вот какой результат мы получили:
|
Не удивительно, что подавляющему большинству школьников удалось претворить в жизнь свои намерения. Ведь среди них отличники, победители международных и общероссий-ских олимпиад, конкурсов, активно занимающиеся общественной деятельностью, культурой, искусством, спортом. Это те, кто имеет высокие личные достижения в области гуманитарный, естественных и точных наук.
В одном из пунктов резюме выпускникам вузов было предложено сформулировать свое жизненное кредо. С помощью простой классификации мы попытались проанализировать эти ответы.
Историки, социологи связывают возрождение элиты с надеждой на развитие и умножение научного, культурного и нравственного потенциала России.
Выпускники вузов 2001 года — это представители первого поколения перестройки.
Как складывается их будущее? Насколько общественное устройство готово принять это новое мировоззрение и ценности? Как те, в ком потенциально аккумулированы интеллектуаль-ные и культурные ресурсы, вписываются в реальную жизнь?
Анализу подверглись 463 высказывания.
Мы определили 10 основных классов мировоззренческих ценностей, которые раскрывают тайны их жизненного кредо.
Вот что получилось.
|
Попробуем прокомментировать эти высказывания.
Оптимисты уверены, что в мире господствует положительное начало, добро. Оптимизм в наибольшей степени присущ молодому поколению, неозабоченному жизненными неурядицами, еще не успевшими разочароваться в реальной жизни. Оптимисты видят, ищут и надеются на положительный результат. Как правило, это уверенные в себе люди. На это указали около 20%.
Аристотель в качестве конечной причины, ради чего совершается нечто, выделял цель.
Цель связывает человека, его мысли и чувства, как цепь. Держит крепко его мысли и на-стоятельно требует: «сделай ради меня все, что ты можешь».
Уверены в себе те молодые люди, у кого она уже есть, они наделены устремленностью, способностью отличать главное от второстепенного.
Имеющие внутреннюю программу добиваются успеха гораздо быстрее, чем те, кто пока еще мечется и ищет.
Каждый пятый из числа элиты открыл для себя уже
Цель помогает человеку изменяться, постоянно совершенствоваться, иначе она недости-жима.
Есть еще одна черта, показавшаяся нам интересной характеристикой молодежи, которую мы назвали «собственная философия жизни». Каждый десятый (11,6% от общего числа) сам себе философ и понять значение некоторых суждений может только он сам. Это относится к таким высказываниям, как: „живу по принципам, но иногда делаю исключения“ или „быть, а не казаться“, „каждый должен быть на своем месте“.
Что делает человека самостоятельным и зрелым? Понимание своего предназначения, не-зависимость и уверенность в собственных силах. 51 человек (11%) в качестве своего жизненно-го кредо придерживаются принципа, согласно которому все в жизни зависит от тебя.
Целеустремленная, мыслящая личность имеет своим культурным основанием принужде-ние к труду. 26 человек (5,6%) уверены, что самое главное в их жизни — это «трудится, тру-диться и еще раз трудиться».
24 человек (5,2%) считают, что надо жить исключительно «для себя» и 21 человек (4,5%) — „во благо общества“.
Среди других принципов и ценностей молодые люди называют «учиться, учиться и учить-ся».
Столько же считают важной ценностью любовь и семью. Нетрудно догадаться, к какому полу они относятся.
В целом можно констатировать: прагматичность, целеустремленность, вера в собственные силы — качества, присущие большинству лучших выпускников.
Лучшие выпускники школ и вузов московского региона 2001 года — избранные, надежда России.
Положение лучших выпускников московских вузов 2001 года на рынке труда
Характеристика молодежного рынка труда в условиях углубления рыночной экономики, является одной из самых острых тем, которые обсуждаются аналитиками и специалистами.
Статистика демонстрирует различные показатели занятости выпускников московских ву-зов. В целом, картина выглядит благоприятной. После окончания вуза выпускники в течение полугода, как правило, находят себе работу. Правда, эта работа не всегда соответствует полу-ченному образованию и профессиональным трудовым установкам выпускников.
В этой связи нас интересовали планы трудоустройства. Сначала мы проанализировали планы по трудоустройству, которые были заявлены в резюме. Затем мы провели телефонный опрос уже конкретного места занятости (трудоустройства) выпускников вузов. Мы считали, что полгода — достаточный срок для того, чтобы определиться со своим местом работы.
Было опрошено 429 человек.
Вот как выглядят планы по будущему трудоустройству и образованию выпускников ву-зов.
|
А вот как выглядит эта картина реального трудоустройства, занятости.
|
Выяснилось, что показатель трудоустройства лучших выпускников московского региона — почти 100%, в то время, как по данным Министерства труда и социального развития процент нетрудоустроенных выпускников вузов колеблется от 25 до 30%.
Это и не удивительно, т.к. мы имеем дело с лучшими из лучших.
Фундамент успешного трудоустройства выпускников вуза закладывается в ходе получе-ния образования и прохождения ими студенческой практики. Крупные вузы уделяют большое внимание трудоустройству своих студентов. В большинстве из них действуют службы или цен-тры содействия занятости.
Студенты знакомятся с будущей профессией, как правило, в местах прохождения ими практики. Мы задались вопросом: совпадает ли профиль места прохождения практики с лич-ными планами выпускников в отношении их будущей работы?
Мы искали ответ на этот вопрос, анализируя планы по трудоустройству и места прохож-дения ими практики.
Для сравнения в анализ были включены выпускники Российского государственного гума-нитарного университета (РГГУ).
Вот какую картину мы получили.
|
Анализ показал большое значение роли студенческой практики в формировании профес-сиональных интересов и мотивов трудоустройства студентов. В ходе практики студентам уда-ется подтвердить или опровергнуть свои профессиональные притязания и возможности. Это своеобразный профессионально-квалификационный тест на пригодность. В то же время в про-цессе прохождения практики студентами работодателям удается более детально разглядеть сильные стороны будущих специалистов, а последним — на этом основании скорректировать свое отношение к образованию.
Директор Центра,
кандидат философских наук,
доцент Д.А.Шевченко