Игорь Березин, Президент Гильдии Маркетологов, Член совета директоров ROMIR-Monitoring
Опубликовано в журнале «Практический маркетинг» №6, 2006
Игорь Березин, Юлия Балкова
Исследовательский холдинг ROMIR-Monitoring
В статье предлагается вариант проведения стратификации российского общества сочетающий экономические и социальные критерии. Подобный подход к социальной стратификации весьма популярен в англо-саксонских странах. В первую очередь – в Великобритании. Базой для расчетов послужили данные исследовательского проекта «Стратификация российского общества», выполненного исследовательским холдингом ROMIR-Monitoring по заказу Института общественного проектирования в конце 2004 года. Опрос проводился в 160 городских и сельских населенных пунктах. Выборка составила 15 тысяч человек.
Мы предлагаем использовать две шкалы: «вертикальную» и „горизонтальную“. Вертикальная шкала (экономическая) учитывает два фактора: доходы на члена домохозяйства (прямой вопрос) и долю расходов на питание в общих расходах домохозяйства (расчетный показатель на основе анализа нескольких вопросов о ключевых расходах семьи). Каждый фактор, в свою очередь, оценивается по шестибальной шкале. Наименьшему значению душевого дохода присваивается значение „1“, следующему – „2“, самому высокому – „6“. Наибольшим значениям доли расходов на питание присваивается значение „1“, наименьшим – „6“.
Сама экономическая шкала имеет четыре позиции развернутые по вертикали, где вверху располагаются наиболее высокие показатели. Т.е. в самую нижнюю «клетку» попадают те, кто в сумме оценок по двум „экономическим“ вопросам набрал от двух до четырех баллов (1 + 1, 1+2, 2+1, 2+2). В следующую – 5-6 баллов, в следующую – 7-9 баллов, в самую „верхнюю“ — 10 и более баллов (4+6, 6+4, 5+5, 6+6).
Горизонтальная шкала (социальная) также учитывает два фактора: образование и социально-профессиональный статус респондента. Каждый фактор также оценивается по шестибальной шкале, где «1» — наиболее низкое значение („неполное среднее“, „неквалифицированный труд“), а „6“ — наиболее высокое („ученая степень“, „руководитель компании“). Социальная шкала также как и экономическая имеет четыре позиции, развернутые по горизонтали, где слева располагаются наиболее высокие значения. В крайнюю левую „клетку“ попали те, у кого сумма баллов 10 и более, в крайнюю правую – те, у кого 4 балла и менее.
По экономической шкале наша выборка распределилась следующим образом:
Таблица 1. Распределение по экономической шкале. Ноябрь 2004
|
Конечно, надо признать, что наиболее обеспеченные россияне (3-4% жителей крупных городов и 1-2% в прочих населенных пунктах) не попали в выборку исследования социальной стратификации. Такие граждане никогда не участвуют в массовых социологических или маркетинговых исследованиях. Но, даже если они бы попали в выборку, картина принципиальным образом не поменялась бы. Да и откровенные маргиналы (5-7% населения) тоже не были охвачены опросом.
Хочется также обратить внимание на то, что данные по выборке в целом и данные по средним городам (100-500 тысяч жителей; в таблице эти данные не представлены) совпадают с точностью до допустимой погрешности. А вот различия между крупными городами и небольшими населенными пунктами, хотя и очевидны, не носят характера той «пропасти» о которой стало весьма модно говорить и писать в политизированных (но мало информированных) кругах.
По социальной шкале наша выборка распределилась следующим образом:
Таблица 2. Распределение по социальной шкале. Ноябрь 2004
|
Если по экономической шкале 85% респондентов оказались в нижней половине таблицы, то по социальной шкале почти 80% заняли две средние позиции. Здесь весом вклад фактора «образование», поскольку наличие среднего специального образования у респондента уже уводило его с нижней („крайней справа“) позиции по социальной шкале.
И вновь мы констатируем совпадение данных по выборке в целом и по средним городам, а также наличие значимых, но не критических различий между крупными городами, с одной стороны, и небольшими городами и сельскими населенными пунктами, с другой.
Хочется обратить внимание на то, что различия между крупными городами и небольшими населенными пунктами и по экономической и по социальной шкале практически идентичны. Хотя по первоначальной гипотезе мы ожидали, что различия по экономической шкале между поселениями различного размера будут более существенными, чем по социальной.
При объединении данных по экономической и социальной шкалам мы получаем следующую таблицу. Верхние строчки и левые столбцы таблицы соответствуют высоким значениям показателей по экономической и социальной шкалам, соответственно. Нижние строчки и правые столбцы – низким значениям. Буквы в Таблице 3 соответствуют принятым в Великобритании условным обозначениям социальных групп. Процентные показатели в Таблице 3 получены из данных исследования «Социальная стратификация».
Таблица 3. Совмещение шкал. Ноябрь 2004
|
Первое на что хотелось бы обратить внимание – это высокий уровень корреляции между показателями по экономической и социальной шкалами. Так, из тех, кто имеет наивысшие показатели по экономической шкале (по верхней строке, а это всего 1.3% от числа опрошенных) две трети имеют высокие показатели и по социальной шкале.
И наоборот – из тех, кто имеет самые низкие показатели по социальной шкале (крайний правый столбец сумма значений по которому составляет 18.6%) 90% демонстрируют также низкие показатели по экономической шкале.
Выбивается из этого правила только «левый столбец» (3% граждан с самым высоким социально-профессиональным статусом), демонстрирующий что две трети тех, кто имеют высокие показатели по социальной шкале имеют относительно низкие показатели по шкале экономической.
Резюмируя можно сказать, что высокий уровень образования и социально-профессионального статуса является условием необходимым, но не достаточным для достижения высокого уровня материального благополучия.
Объединив соседние ячейки таблицы мы получаем пять социальных групп. Группа С1 может быть идентифицирована в качестве верхней части среднего класса, группа С2 – в качестве его нижней части.
Таблица 4. Социальные группы. Ноябрь 2004
|
Выводы: