Тезисы выступления А.П. Панкрухина на научно-практическом семинаре 'Организация и проведение маркетинговых исследований на рынке образовательных услуг'.
Каковы современные тенденции развития рынка образовательных услуг? Как чув-ствуют себя спрос и предложение на этом рынке, как ведет себя цена образовательных услуг?
Общеизвестно, что тон здесь задает столица. Продолжающийся (прежде всего в связи с развитием в Москве новостроек) небольшой рост количества государственных дневных общеобразовательных школ (за два года — 1,7%) происходит на фоне даль-нейшего сокращения численности учащихся (на 6%). Эта тенденция, в свою очередь, ведет к сокращению числа учителей, правда, несколько более медленному (почти 5%). Отсюда понятно, что педагогическая нагрузка немного снижается, но не стоит предпо-лагать, что такая ситуация немедленно ведет к повышению качества педагогического процесса (см. табл. 1). Исключение составляют учителя английского языка и физиче-ского воспитания: их нехватка в Москве наиболее существенна, особенно в сравнении с другими «предметниками».
Таблица 1. Государственные дневные общеобразовательные школы г. Москвы
|
Стабилизировалось количество негосударственных общеобразовательных школ в столице. А вот численность в них как учащихся, так и педагогических работников за-метно возросла: за два года — на уровне 15%. Одновременно это свидетельствует о ста-билизации здесь соотношения «учитель — ученики» (см. табл. 2).
Таблица 2. Негосударственные общеобразовательные школы г. Москвы
|
Что касается средних специальных учебных заведений столицы, то продолжаю-щееся сокращение их численности (за два года — почти на 5%) происходит на фоне ма-ятникового изменения количества студентов в них (сокращение на 2% в начавшемся учебном году в сравнении с предыдущим при общем росте за два года почти на 5%) и дальнейшего сокращения численности штатных преподавателей (за два года — на 5,6%). При этом основное сокращение педагогов пришлось на 2002 г. (см. табл. 3).
Таблица 3. Средние специальные учебные заведения г. Москвы
|
И наконец, высшее образование — сфера, в наибольшей степени подверженная рыночным отношениям. Подъем общего интереса к нему подтверждается существен-ным ростом как численности государственных вузов (за два года — более чем на 11%), так и особенно количества студентов в них, в основном за счет т.н. платных отделений и форм обучения (рост соответственно — на треть). А вот штатный персонал государст-венных вузов увеличивался гораздо медленнее (за те же два года — чуть более чем на 6%), что свидетельствует о приоритете нештатных сотрудников (см. табл. 4).
Таблица 4. Государственные высшие учебные заведения г. Москвы
|
Министерство образования России перед началом летнего набора на 2002/03 учебный год обнародовало ежегодный рейтинг вузов страны. Среди ведущих вузов России неоспоримыми лидерами на отечественном рынке образовательных услуг яв-ляются Санкт-Петербургский госуниверситет, МГТУ имени Баумана, Московский пе-дагогический государственный университет, Московский государственный институт международных отношений /университет/, Московская медицинская академия, Мос-ковская сельскохозяйственная академия, т.е почти исключительно московские вузы.
Понятно, что негосударственные вузы пока еще далеки от серьезных позиций в такого рода рейтингах качества образования. Однако наиболее существенная динамика количественных показателей наблюдалась именно в негосударственных вузах столицы. За два года их количество увеличилось почти на четверть, а численность студентов — более чем вдвое (на 117,9%). В то же время численность преподавателей даже сократи-лась (более чем на 19%). Это свидетельствует о нежелании преподавателей идти на ра-боту в негосударственный вуз, о том, что они продолжают рассматривать его в основ-ном лишь как место для «подработки» (см. табл. 5).
Таблица 5. Негосударственные высшие учебные заведения г. Москвы
|
Особый интерес вызывают данные об уровнях цен на образовательные услуги. За последний год цена платного обучения в государственных вузах выросла значительно больше, чем в частных (18,4% против 10,9%). Еще больший рост цен наблюдался в платных общеобразовательных школах (25,5%) и особенно на курсах обучения «мод-ным» профессиям (35%). Наоборот, весьма сдержанно в ценовом отношении вели себя средние специальные учебные заведения: здесь рост оказался значительно ниже уровня инфляции (всего 3%, см. табл. 6).
Таблица 6. Данные об уровне потребительских цен в системе образования г.Москвы в августе 2002 года
|
Какие проблемы придется преодолевать нынешнему рынку образовательных ус-луг? Статистика дает основания для неутешительных рассуждений.