Автор: Шевченко Д. А.
В сфере профессионального общения маркетологов и рекламистов, в публикациях, касающихся проблем маркетинга, нет единства в понимании соответствующей терминологии, в том числе и в произношении основных терминов. Это объясняется, если можно так сказать, переходным периодом, когда реальность маркетинга требует соответствующего использования адекватных этой реальности понятий, терминов. В русском языке, также как и в украинском, белорусском, бывших республик СНГ, рыночная терминология практически не использовалась и была даже под запретом. Мы все с Вами помним, что, будто гром, прозвучали слова в 80-х годах и начале 90-х такие, как «прибыль», „себестоимость“, тем более „маркетинг“.
В этом году Госдума отклонила закон о русском языке, в котором, как известно, предполагалось исключить из употребления иностранные термины. По телевидению прошли кадры, демонстрирующие реакцию депутатов по поводу произношения некоторых слов. Руководители авторитетных политических объединений буквально хохотали, произнося и коверкая произношение терминов из словаря маркетинга, такие как франчайзинг, мерчандайзинг. Особенное оживление вызвали термины «бренд» и „брендинг“.
Само употребление «маркетинг» уже вызывает споры: ставить ли ударение на первом слоге или на втором. По мнению специалистов, ударение следует ставить на первом слоге, если это относится к профессиональному общению. Подобное употребление не является нормативным.
От имени Гильдии маркетологов мы обратились к экспертам Института лингвистики — к профессорам Кронгаузу М. А. (директор), Гиндину С. И. (редактор газеты «Русский язык»), Кнабе Г. С., профессору Института высших гуманитарных исследований Российского государственного гуманитарного университета.
Вот что по этому поводу думают специалисты:
В слове маркетинг традиционно ударение ставится на втором слоге (стихийно сложившаяся норма). Однако в последнее время часто встречается ударение на первом слоге в соответствии с произнесением этого слова на английском языке. Но все же, маркетинг с ударением на первый слог — профессиональный термин. В этом случае достаточно сложно произносить формы косвенных падежей — маркетинга, маркетингами (с ударением на первом слоге). Лингвисты обращают внимание на правила трехсложного размера стиха (дактиль, амфибрахий, анапест). Частота употребления слов в русском языке имеет ударение на втором слоге (амфибрахий). Поэтому можно рекомендовать сохранить традицию ударения на втором слоге. Тем более, что в обычном употреблении (на радио, телевидении) этот термин так и произносится. Случай употребления слова «маркетинг» с ударением на первом слоге в какой-нибудь передаче по радио вызвал бы массу вопросов со стороны слушателей. Это же ударение используется при написании.
Более запутанная ситуация с термином «бренд». Такой журнал, как „Компания“, предпочитает использовать написание этого термина через „Э“. Последние номера журнала „Эксперт“ упорно употребляют написание через „Э“, в т.ч. в словах „ребрэндинг“. Журнал „Деньги“ также пишет через „Э“. В отраслевых журналах по маркетингу, таких как „Маркетолог“, „Маркетинг в России и зарубежом“, журналах издательского дома Гребенникова, можно встретить написание этого термина и через „Э“, и через „Е“, причем в одной и той же статье.
Что же по этому поводу думают эксперты?
На сегодняшний день для многих недавних заимствований не существует единой нормы написания. Имеет место конкуренция двух или более вариантов. Выработка обязательной нормы может происходить в течение достаточно долгого периода времени (нескольких лет или нескольких десятков лет). Пока же можно говорить об определенных тенденциях, предпочтениях или лингвистической обоснованности. Надо, однако, помнить, что любая лингвистическая рекомендация осмыслена только в том случае, если она встречается и поддерживается в реальной речевой практике.
Возможно, что данная публикация вызовет дискуссию. Гильдия маркетологов и ученые, специалисты Российского государственного гуманитарного университета примут в ней участие. Польза от этого будет двойная. Во-первых, мы до
Директор Центра маркетинга и информационного менеджмента РГГУ, руководитель образовательной программы «Социология маркетинга», координатор программ Гильдии маркетологов, к.ф.н., доцент Шевченко Д. А.
Тел. 250-64-72
www.rsuh.ru
E-mail: omr@rsuh.ru