ТРИ ПРИЧИНЫ ОШИБОК В АНАЛИЗЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
(Автор: Мартынова Жанна Вадимовна, генеральный директор, компании VVS)
Чего стремятся избежать специалисты, выполняющие анализ товарных рынков?
Как правило, двух вещей:
В случае анализа внешней торговли свежие данные могут добавляться ежегодно, ежеквартально и ежемесячно. Кому какая свежесть требуется.
А вот в каком случае данные получаются не полными?
Об этом поговорим подробнее, и для подробного разговора есть веская причина. Судите сами, если для анализа мы возьмём не полные данные, то результат в итоге будет неточным. Это значит, что и выводы рискуют быть ошибочными, и планы — неверными. Волнительная перспектива.
Так почему же данные могут оказаться не полными? Ведь многим известно о существовании единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (классификатора ТН ВЭД ТС), в которой каждому товару определён свой код, а каждой группе товаров – своя группа кодов. Вроде бы всего-то и надо, что найти соответствующий товару код, а затем изучить данные таможенной статистики, относящиеся к этому коду. Сегодня такой анализ можно провести самостоятельно. Называете, например, ваш код, приобретаете статистику – и вперёд!
Однако в последнее время всё чаще торговые операции по одному общепринятому коду вдруг обнаруживаются совсем «по другому адресу» (получают другую кодировку). И причина здесь не обязательно в стремлении уйти от повышенной ставки таможенной пошлины. Такие случаи в нашей статье мы рассматривать не будем. Причин здесь и других предостаточно. Остановимся на них подробнее.
Причина первая – «У НАС ТАК ПРИНЯТО».
На необъятных просторах России в различных таможнях и таможенных постах, у декларантов и брокеров сформировалась своя наработанная практика в подборе кодов ТН ВЭД для описания торговой операции по тому или иному товару. Изучает, к примеру, аналитик, импорт тканей из полиэстера и при этом особо интересуется тканями с напечатанным рисунком шириной 220 см и плотностью более 65 г/кв. м. Хочет оценить ёмкость внешнеторгового рынка, уровень концентрации участников и прочие показатели. Для отбора данных он останавливается на позиции 5512 классификатора, которая имеет название «Ткани из синтетических волокон, содержащие 85 мас. % или более этих волокон». Останавливается и не сомневается, так как его компания сама эти ткани импортирует, и позицию 5512 для декларирования своих грузов использует. Теперь аналитику остаётся только заняться арифметикой и оценить объём поставок. Для этого приобретает он статистику за очередной квартал и видит, что всего в страну ввозят подобных тканей на сумму немногим более полумиллиона тысяч долларов. Докладывает специалист свой результат боссу, а тот говорит
«Что-то ты, дорогой, не то сделал или неверные данные тебе продали! Основной наш конкурент ввозит в страну этих тканей в разы больше твоей цифры!»
Упустим здесь, как и с чьей помощью всё случилось и отыскалось, но в результате аналитик предоставил-таки шефу реальный объём импорта, который отличался от первоначальной цифры в 7 раз!!!
По какому же адресу обнаружились остальные торговые операции?
По адресу товарной позиции 5407. Её название — «Ткани из синтетических комплексных нитей». Одно слово – „у нас так принято!“. Так сказали бы специалисты, оформлявшие груз другим участникам ВЭД на другой таможне. Справедливости ради отметим, что действительно тут непросто разобраться, что за позиция больше подходит. Да и у таможенных органов серьёзных возражений нет, ведь ставка таможенной пошлины по обеим позициям единая. А вот для анализа рынка имеем налицо „неслабое“ отличие второго варианта расчётов от первого – нацелых 87% (!).
Причина вторая – НЕОБЪЯСНИМАЯ
Необъяснимость здесь связана с тем, что места, а точнее коды ТН ВЭД, по которым можно обнаружить интересующий экспорт или импорт, никак не связаны с описанием интересующей продукции.
Перейдём к примерам.
С учётом того, что кошек и собак у нашего населения водится немало, то и бизнес по обеспечению этих домашних животных кормами, тоже немалый. Известно, что подобный корм ввозится по товарной группе 230910, ведь название её так точно и звучит — «корм для кошек и собак». Делаем „замер“ месячного объёма торговли и получаем 16,5 млн.$. Попробуем теперь расширить горизонт поиска и заглянуть в другие группы. Обнаруживаем, что в группе 230990 скрывается объём товарных операций ещё на три миллиона долларов. Таким образом, маркетологу, который захочет изучить рынок расфасованных для розницы кормов, не бесполезно узнать, что далеко „не по адресу“ обнаруживается порядка 15% объёмов импорта. Согласитесь, что такое открытие серьёзно меняет расклад долей рынка и среди потребителей, и среди производителей, и среди поставщиков. А как мы уже говорили, от неточных цифр недалеко до неверных решений.
Перейдём к медицинскому оборудованию. Например, аналитик решил изучить статистику импорта концентратов для гемодиализа. Пролистав классификатор ТН ВЭД, он предположит, что данному продукту должен присваиваться код в рамках позиции ТН ВЭД 3824 (препараты химические). И окажется прав, но — … всего на 50%, так как ПОЛОВИНУ (!!!) искомого объёма рынка можно обнаружить внутри товарной позиции 2836, имеющей отношение к карбонатам, пероксокарбонатам и прочим очень отдалённым от концентратов вещам.
Возможно, что для вас не будет откровением тот факт, что с подобными примерами мы встречаемся каждый день. К ним относится отбор статистики и для анализа рынка и автобусов, и прецизионных труб, и фронтальных погрузчиков и ещё немалого количества товаров.
Логичен вывод, что для уверенности в получении полной картины рынка требуется иная технология поиска данных, отличающаяся от «тупогоотбора» данных по подходящему коду. Такая, которая предполагает изучение информации в более широких объёмах и по более сложным правилам.
Причина третья — «ИННОВАЦИОННАЯ»
Имеет место, когда технический прогресс опережает процесс нормативно-творческий.
Слышали ли вы
Однако статью свою хочу завершить не темой ошибок, а описанием возможностей, которые возникают при использовании «сквозной» технологии поиска статистических данных, не привязанной к одному коду или группе кодов ТН ВЭД.
Бизнес, как и жизнь, развивается не по учебнику, и даже не по классификатору. Его Величество СПРОС – вот кто командует и определяет пути его развития. И если потребители, например, требуют гидродеталей, то производитель начинает их производить, и далеко не в первую очередь озадачивается удобством формирования поискового запроса на таможенную статистику. Ассортимент производимых деталей может включать, например, и гидромоторы, и гидродвигатели, и гидронасосы. Взглянув вклассификатор ТН ВЭД, можно обнаружить, что все эти детали «веером» разбросаны по разным его разделам. Но для получения заветного расклада долей рынка товара аналитику придётся все данные выявить, все цифры сложить и рейтинги выстроить. Уже хорошо, если специалист размах задачи поймёт, и скажет руководителю:
«У нас особый случай. Мы не вписываемся в структуру классификатора ТН ВЭД. Но выход есть! Надо просто поиск расширить.»
А ещё ему придётся сказать следующее:
«Я тут прикинул, что для подготовки отчёта в обозримые сроки мне не обойтись без мощных компьютеров, дисковых массивов под базу данных и системы управления ею. Также нужна лицензия (лучше всего Oracle) и помощник, который сможет вести администрирование. И если мы будем мониторить рынок ежемесячно, то ещё придётся „вычищать“ обновления от случайных повторов данных. Гарантирую, тогда мой анализ будет точным. Для начала бюджет на технику составит порядка десяти тысяч долларов.»
Ответ руководителя прогнозировать не будем. Но подтвердим, что решение аналитик предложил правильное. Задачу решить можно, но здесь действительно требуется непростая «сквозная» технология поиска.
Перейдём к выводам и предложениям:
Технологии поиска статистики экспорта и импорта бывают разные. Всё чаще требуется «сквозной» подход к формированию выборки.
Если вы системно занимаетесь изучением внешнеторгового рынка, то есть смысл периодически проверять ваш способ отбора статистических данных, чтобы не упустить из виду ничего и никого. Особенно в период экономических неожиданностей.
Специалисты компании VVS ( «ВладВнешСервис») могут проконсультировать Вас по данному вопросу. Вы можете связаться с нами по тел.: +7 (495) 565-35-51 или написать нам на e-mail: inbox@vvs-info.ru
VVS – ВАШ бизнес-навигатор!
Правильных вам решений и верных планов!