Л.В.Даниленко, Начальник управления маркетинга РГПУ им. А.И. Герцена
Статья опубликована в журнале «Персонал Микс»
Социально-экономические изменения, обусловленные переходом России к рыночным отношениям поставили высшее образование перед необходимостью количественного расширения и качественного улучшения подготовки специалистов для различных областей профессиональной деятельности.
Первым шагом на пути коммерциализации российского образования, сделанным большинством высших учебных заведений, стало вполне объяснимое и целесообразное, но до сих пор не понятое большинством потребителей (студентов), переименование профильных институтов в университеты. Этот необходимый шаг открыл вузам новые возможности для прорыва на рынок с его объективными законами равновесия спроса и предложения.
Сегодня с достаточным основанием можно говорить о том, что рынок образовательных услуг в крупных российских городах сложился. Подтверждением тому служит довольно чуткое реагирование большинства вузов на появление или изменение спроса, благодаря чему им удается удерживаться в числе «современных» вузов (категория „престижных“ определяется по другим признакам). Так, характеризуя ситуацию на рынке образовательных услуг Петербурга можно выделить следующие факторы:
На сегодняшний день можно говорить о незначительном нарушении баланса между спросом и предложением на рынке образовательных услуг и рынке труда на специалистов в области менеджмента, о переизбытке специалистов по связям с общественностью и о дефиците специалистов по маркетингу.
Ситуацию на рынке труда в целом можно назвать стабильной. И работодатели, и кандидаты адаптировались к новым экономическим отношениям и проявляют друг к другу взаимный интерес, все чаще строящийся на принципе «ответственности перед и за». К числу положительных тенденций качественного оздоровления рынка труда следует отнести предпочтение со стороны работодателей соискателям с профильным образованием, хотя обязательными требованиями остаются опыт работы и знание иностранных языков.
Неблагоприятной ситуацией для молодых специалистов, но благоприятной для основного работающего населения, можно считать изменение возрастных границ предпочтений работодателей — 56% из них хотят видеть сотрудником своей организации человека 25 — 35 лет, 22% — 35 — 40 лет и 12% — старше 40 лет.
Если обратиться к спросу на специалистов по маркетингу, то можно констатировать значительное влияние на него географического фактора и фактора развитости производственно-экономической инфраструктуры, которая особенно развита в регионах с высокой производственной и финансовой концентрацией. Это Центральный, Северо-западный и Приволжский регионы. Наибольший спрос на специалистов по маркетингу предъявляют предприятия и организации Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и Екатеринбурга. Что касается таких регионов, как Сибирь и Дальний Восток, то здесь потребность в специалистах по этому направлению, хотя и имеет тенденцию к медленному росту, остается незначительной. В Петербурге спрос на специалистов в области маркетинга является очень высоким. Здесь ежемесячно появляется 40-50 и более новых вакансий, связанных с маркетингом (маркетолог, директор по маркетингу, начальник отдела маркетинга, исследователь рынка и др.).
Особенность сегодняшней экономической ситуации в том, что восстановление промышленного и образовательного потенциалов России и обновление образования могут и должны решаться совместно, при объединении возможностей, потенциала и ресурсов сфер экономики и вузов региона. По пути возобновления утерянного взаимодействия сделал первый шаг Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ), выбрав в качестве средства восстановления сети своих стратегических партнеров договор стратегического партнерства с предприятиями профильных отраслей.
Двусторонние договорные отношения предусматривают: составление долгосрочных программ подготовки специалистов для предприятия с учетом перспектив развития отрасли и предприятия; целевую составляющую подготовки студентов, реализуемую совместно сотрудниками вуза и предприятия; создание базы для проведения технологической практики студентов и дипломников; создание в вузе новых и переоснащение имеющихся учебно-научных лабораторий; организацию совместных структур для координации сотрудничества, в том числе кафедр с новой функциональной нагрузкой и организационной экономической моделью; и другое.
По мнению авторов проекта, у многопрофильных вузов, осуществляющих подготовку специалистов для нескольких отраслей промышленности и сфер деятельности и расположенных в крупных промышленных центрах, выбор стратегических партнеров должен базироваться на основных (приоритетных для вуза) научно-образовательных направлениях.
Основой достижения соглашения между рынком труда и рынком образовательных услуг, основным стимулом формирования партнерских отношений является взаимная заинтересованность в повышении качества подготовки специалистов.
К сожалению, в стране пока отсутствует механизм координации системы подготовки кадров, хотя технология его создания уже прорабатывается. Службы занятости и рекрутинговые агентства продолжают ощущать несоответствие спроса и предложения на рынке труда; высшие учебные заведения, в большинстве своем по-прежнему, ведут подготовку специалистов, не учитывая потребности в кадрах на рынке труда.
Речь идет о необходимости использования системного подхода с учетом стратегии экономического развития страны, каждого конкретного региона и города.
К реальным направлениям, уже сегодня имеющим место во многих вузах можно отнести, например, выполнение научно-практических работ по заказам предприятий.
Хорошие результаты по данным зарубежного опыта (Япония, Скандинавия) дает выполнение вузом научно-практических работ по заказу предприятий. Компания финансирует в целом или по отдельным статьям расходы, а университет обеспечивает исследовательские работы не только силами научных сотрудников и преподавателей, но привлекает для этой работы и студентов и аспирантов, что в будущем открывает перед ними реальные возможности целевого трудоустройства. Например в РГПУ им. А.И. Герцена, кафедра органической химии выиграла грант Министерства Науки на научную разработку создания лекарственного препарата, и в настоящее время ведет совместную работу по этому проекту с ФГУП (Федеральное государственное унитарное предприятие) Российский научный центр «Прикладная химия»; кафедры живописи и рисунка факультета изобразительных искусств взаимодействуют с издательствами при выполнении заказов по дизайну и иллюстрированию изданий.
Сотрудничество в сфере обучения руководителей, топ-менеджеров и сотрудников предприятий становится нормой в системе взаимоотношений вузов и предприятий. Поскольку руководство и сотрудники компаний в большинстве своем осознают необходимость постоянного повышения квалификации, университеты предлагают им обучение на курсах повышения квалификации, в аспирантуре и докторантуре. Можно наблюдать явную активизацию интереса к получению научной степени среди представителей бизнес-кругов Санкт-Петербурга. Это становится элементом имиджа личности руководителя.
Оправдывает себя практика проведения семинаров и других краткосрочных обучающих мероприятий для персонала предприятий, консультирование руководителей специалистами в области теории, поскольку большинство пришедших в бизнес из практики ощущают необходимость соотнесения своего опыта с мировой практикой и теорией вопроса. Со своей стороны университеты приглашают руководителей и топ-менеджеров компаний для чтения практических курсов для студентов. Например, в университете им. Герцена уже несколько лет работает «Клуб профессионалов», который проводит регулярные встречи студентов, обучающихся по таким специальностям, как связи с общественностью, реклама, маркетинг, менеджмент, юриспруденция и другие востребованные на рынке труда, с успешными предпринимателями и публичными людьми.
Интересным направлением по работе со студентами еще в процессе их обучения в вузе может быть создание специальных обучающих центров. В них создаются рабочие места, имитирующие деятельность на реальных предприятиях.
Цель подобной практики – получение профессиональных навыков и опыта по профилю своего образования и закрепление их в работе.
Совместная работа по трудоустройству выпускников и студентов вузов получила поддержку Министерства образования в форме решений «О создании центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования» и „О реализации Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования“.
Масштаб и направления сотрудничества между вузами и предприятиями могут быть разнообразными. Помощниками и посредниками здесь выступают рекрутинговые агентства и службы занятости.
Наиболее ярким примером такой деятельности в Петербурге является Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, на базе которого работает межвузовская «Городская студенческая биржа труда и обучения», поддерживаемая городской администрацией и московскими программами.