Начало проведенному исследованию положило наблюдение за тем, как активно участвуют на выставках образования в нашей стране высшие учебные заведения России. Но ведь отечественные ВУЗы работают в рамках Болонского процесса, который подразумевает, что казахстанские дипломы признаются в странах-участницах этого договора. В то время как Россия не является его членом. И мы решили ответить на основной вопрос потребителей: «а почему они не отдают свои деньги именно казахстанским вузам?». Так и родился наш рейтинг.
Первым шагом стал опрос учащихся 11 классов города. Им было предложено 44 варианта ответов о том, по каким причинам они будут поступать или не будут поступать в ВУЗы Казахстана. Ответ оказался ошеломляющим. Только 62 процента ребят остаются в Казахстане. Остальные предпочли обучение в ВУЗах Великобритании, США, Малайзии и России. Причем, это были ребята из элитных школ города. То есть страна фактически теряет в будущем перспективных специалистов. Школьники выразили повальное недоверие казахстанскому диплому (68 процентов респондентов). Практически, это количество абитуриентов одного крупного вуза Казахстана. Опрошенные школьники хотят иметь в будущем хорошую работу и хорошую зарплату, что является основным мотивом при выборе того или иного высшего учебного заведения.
Именно это стало поводом для последующего опроса работодателей и тех, кто уже закончил ВУЗ и добился каких-то результатов на работе. Мы выбрали для оценки 10-балльную шкалу контроля конкурентоспособности. Существует удивительная закономерность, что когда потребители оценивают деятельность компании больше, чем на 8 баллов, то компания успешно развивается. А если результат менее 8 баллов, то со временем происходит сокращение или даже разорение бизнеса. Работодатели оценили качество подготовки молодых специалистов по 45 позициям. Как и предполагалось, в целом они высоко оценили работу КИМЭП, Университета Международного Бизнеса и Международной Академии Бизнеса. Совершенно неожиданно свое твердое место в этом списке занял Каспийский общественный университет, деятельность которого и работодатели, и выпускники оценили очень высоко. Это радует. Что не скажешь о других учреждениях высшего образования, качество работы которых опрошенные респонденты оценили довольно неоднозначно.
К сожалению, работодатели смогли дать высокий балл лишь такой черте, как уважение молодых специалистов к топ-менеджерам. Исполнительность, приветливое отношение к клиентам, соблюдение корпоративных норм труда, дисциплинированность, коммуникабельность, желание совершенствовать знания и навыки, владение иностранными языками получили слабенькую троечку. И уж совсем низкие оценки получили усидчивость, ответственность, готовность к обучению, владение базовыми и профессиональными компьютерными программами, широкий кругозор и инициативность работающей молодежи. А профессиональная логика не дотянула даже до кола.
Опрос красноречиво показал, что работодатели в целом негативно оценили качество подготовки специалистов ВУЗами города Алматы. Они высказались, что молодые специалисты не просто не имеют практических навыков, они часто не выдерживают работы и увольняются, а компании терпят значительные убытки из-за их работы. Затрачивая усилия и средства на переобучение и повышение квалификации таких работников, работодатели тревожатся, что потом эти молодые люди, уже как более опытные, переходят на работу в другие места. Собственно, половину вины в этом принадлежит самим компаниям. Как никто другой – государство, министерства, сами ВУЗы – они должны быть заинтересованы в том, чтобы высшее образование было качественным. Но об этом чуть позже.
Этот рейтинг на самом деле является народным. Мы были приятно удивлены активностью наших респондентов и приносим им огромную благодарность за выражение своей гражданской позиции. Видимо, в сфере высшего образования наступило время реальных перемен. В целом молодые специалисты оценивали качество своей подготовки по 100 позициям, которые полностью соответствуют государственным требованиям к высшему образованию.
То, что ВУЗы города Алматы получили оценку, ниже уровня конкурентоспособности уже не вызывает удивления. Опрошенные выпускники с горечью замечают, что при поступлении в конкретный ВУЗ их ожидания были намного выше. К сожалению вступив в международную систему обучения, все алматинские альма-матер имеют всего лишь национальный статус. И практически никто не реализует полноценно программы двойного диплома совместно с зарубежными ВУЗами.
Грамотность и компетентность професорско-преподавательского состава алматинских ВУЗов признали лишь половина опрошенных респондентов. Только треть наших преподавателей работает от души и сердца, имеют широкий кругозор, знают современные тенденции в своем деле. Иностранные преподаватели и специалисты компаний практически не ведут занятия у студентов-бакалавров. Правда, перечень ВУЗов, получивших высокую оценку респондентов здесь значительно шире – Казахский Университет Международных отношений и Мировых языков им. Абылай Хана, Академия бизнеса и моды «Сымбат», Каспийский общественный университет, Казахстанский Национальный университет им. С.Д.Асфендиярова, Международная Академия Бизнеса, Казахская Академия Спорта и Туризма, Университет Международного Бизнеса и КИМЭП. К слову сказать, нашим преподавателям работать в современных условиях крайне сложно. Вместо полноценной творческой работы со студентами, они вынуждены обслуживать тяжелую бюрократическую махину Министерства образования и науки РК. Постоянные проверки, СМК, аттестации и аккредитации оказалось важнее, чем истинное качество подготовки молодых специалистов.
Четверка лидеров рейтинга вновь получает наивысшие баллы по организации учебного процесса и учебно-методической работе. Это, пожалуй, самые ответственные моменты всего учебного процесса. Все же студенты проводят значительную часть времени в университете и для них очень важно обеспечивать комфортные условия обучения. Но, к сожалению, в основном большинстве алматинские ВУЗы не могут обеспечить рабочую атмосферу в своих стенах. Выпускники жалуются, что в расписании бывали часто накладки либо с аудиториями, либо с предметами. Сами аудитории расположены так, что приходилось ходить с одного конца учебного корпуса в другой. Жаркое солнце в теплые дни, холод до онемения в прохладные – это норма учебных аудиторий. Маленькие перерывы, так, что ни перекусить, ни передохнуть. Отсутствие горячей воды в рукомойниках, дорогое и скудное меню в буфетах и столовых – на эти и еще многие другие бытовые неудобства сетуют опрошенные респонденты. Звонки с пары редкость. Задания на дом не всегда давались. А уж организация рубежного контроля – притча во языцех. То есть большинством наших ВУЗов всё было сделано так, чтобы осложнить и без того нелегкую жизнь студентов. Силлабусы и учебные материалы студенты не получают вовремя, если получают вообще. Как правило, задания на курсовые и дипломные не просто не сформулированы четко, а еще и не содержали современных источников научной и учебной литературы. Задания для дипломной работы выдавались на 3-м курсе, но это выражалось лишь в заявлениях о теме и руководителе дипломной работы. Большинство преподавателей практически не были заинтересованы в том, чтобы студент в полном объеме отчитывался о проделанной работе. Более того, им была неинтересна точка зрения студентов. Собственно, поэтому не стоит удивляться, что молодые специалисты просто не умеют вести переговоры и диалоги. Преподавателя в это время больше волнуют какие-то другие вещи, совершенно не относящиеся к знаниям студентов. Или очередная проверка, или внутренние противоречия в коллективе или то, как распределить свою небольшую зарплату, чтобы ее хватило до следующей получки.
ВУЗ – это следующие серьезный этап в социализации молодого человека. Поэтому воспитательная работа должна быть организована с особой тщательностью. ВУЗы часто проводят какие-либо мероприятия, и большинство (64 процента опрошенных) в них участвовали. Среди ВУЗов в этом лидируют Казахская Академия Спорта и Туризма и Каспийский Общественный университет. Остальные же поражают результатом. Судите сами. Прекрасных кураторов отметили только 16 процентов респондентов, старост групп – 24, к деканам факультета могли свободно обратиться 36 процентов опрошенных, а к заведующей – только 15, в ректорат – 6, а лично к самому ректору не смог обратиться никто. В общественной жизни ВУЗа, города и страны принимали только 6 процентов выпускников. Практически никаких экскурсий и отдыха с группой. Чему же тогда удивляться, что работодатели жалуются на отсутствие лояльности к членам коллектива у молодых специалистов. Не воспитано это в студенческие годы.
Материально-технической базе обучения уделяется много внимания. Действительно, оплачивая значительные суммы за обучение, приходить каждый день в обшарпанные стены и сидеть за разбитыми партами, согласитесь, просто стыдно. К слову говоря, большинство иностранных ВУЗов неокупаемы даже при высокой стоимости обучения, ведь материальная база – это самая большая статья расходов. И без спонсоров (читай заказчиков на дипломированных специалистов) они не обходятся. И поэтому интерактивными досками, бесплатным интернетом и уж тем более Wi-Fi, видеофильмами и презентациями компаний на занятиях, интерактивными лекциями и постоянной связью с преподавателем могут похвастаться лишь единицы учебных заведений. В этом рейтинге самые высокие оценки получили КИМЭП, UIB, МАБ, Каспийский и замкнул группу лидеров КазЭУ им.Т.Рыскулова.
Эти же ВУЗы демонстрируют высокий уровень обеспеченности учебной литературой и оснащенности своих читальных залов. Отрадно, что более половины всех опрошенных респондентов оценили высоко доброжелательность и компетентность сотрудников вузовских библиотек. Огромный минус в работе библиотек – это низкие показатели книгообмена. Только 6 процентов респондентов пользовались этой услугой, если в собственной библиотеке не было необходимой книги. Восемь процентов опрошенных отметили, что в библиотеках имеются издания на языке оригинала. Учебная и научная литература текущего года выпуска была доступна пяти процентам опрошенных.
Оценка знаний студентов – это особый разговор. По-нашему мнению, именно в них кроется причина коррумпированности в ВУЗах (рисунок 1). Это уже без комментариев.
Рисунок 1 – Организация оценки знаний студентов в ВУЗах города Алматы (в % к опрошенным респондентам)
Педагогическая нагрузка казахстанских преподавателей составляет 700-800 часов в среднем на 1 человека за учебный год. Сравните с нагрузкой преподавателя в США – 220 часов. Такая низкая ставка сделана специально для того, чтобы преподаватель мог заниматься научной работой, которая составляет основу учебных материалов. Если
Рисунок 2 – Научно-исследовательская работа студентов (% к числу опрошенных)
И, наконец, о главном – трудоустройстве выпускников. В этом рейтинге лидируют всего два вуза – КИМЭП и Каспийский общественный университет. В остальных вузах только половина из них предоставляют места для профессиональной практики, 22 процента — обеспечивают трудоустройство (это всего 3-4 ВУЗа), руководители дипломной практики не посещают место практик своих студентов и не контролируют ее результаты. Менее одного процента опрошенных отметили, что у них была международная практика. Хотя наши ВУЗы работают по международным стандартам. Международным ли? Абсолютное большинство предприятий (99,4%) незаинтересованы в результатах профессиональной практики студентов. В ведущих московских ВУЗах существует практика, когда каждый преподаватель является сотрудником какой-либо компании. Он может быть членом Совета Директоров, консультантом, аудитором и так далее. Это позволяет им иметь неплохой дополнительный заработок, но самое главное они всегда в курсе реального состояния дел в практике и учат этому своих студентов. Наши же преподаватели, имея невысокие зарплаты, вынуждены бегать из одного ВУЗа в другой, чтобы свести концы с концами. Какая же тут практическая и научная деятельность.
Интересно, а подсчитывал ли какой-нибудь крупный холдинг (например, банк), сколько денег он тратит на переподготовку молодых сотрудников и сколько теряет от низкого качества их работы? Может быть разумнее эти деньги направить в вузы, чтобы они могли создать нужные учебные курсы, привлечь по-настоящему грамотных специалистов для проведения занятий, организацию качественной практики для студентов? Это общепринятый метод сотрудничества компаний с вузами за рубежом. Польза от этого для всех очевидна. Основная же причина, по которой многие ВУЗы при опросе потеряли рейтинг – это профанация с отчетностью по трудоустройству. ВУЗы рапортуют о высокой степени трудоустройства своих выпускников. Но вот только умалчивают, что не выдают дипломы, пока те не принесут справку о трудоустройстве и фиктивный договор о сотрудничестве с этой компанией.
Об этом и многом другом мы узнали, проводя свой пилотный опрос. Остается надеяться, что наши ВУЗы все-таки реально задумаются не о рейтингах, а о своих собственных, реальных достижениях. Посмотрят наконец-то с позиций потребителя, тем более, что развитие рынка услуг образования стоит перед следующим серьезным испытанием. Мы стали свидетелями кризисов конца 80-х годов, 1998 и 2008 года. Согласно экономическому учению о природе кризисов, следующий не за горами – в 2018 году. Как верно отметил в свое время академик Аганбегян, перед кризисом начинается рост цен, рост доходов. И если сейчас в Казахстане только Алматы и Астана по уровню доходов находятся в рынке, то через 5 лет возможно уже все население достигнет этой границы, увеличив свои доходы минимум в 2 раза. А это означает, что студенты и работодатели не будут в 2 раза больше платить за учебу. Они будут в 2 раза требовательнее подходить к выбору ВУЗа. Поэтому готовьтесь, господа преподаватели, к серьезной проверке цивилизованным рынком вашей деятельности.
Элина Синицына
кандидат экономических наук (PhD)
Директор Агентства RoSta
Член Гильдии Маркетологов России
Президент Международного Форума Маркетологов