Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

ВУЗы Алматы

Начало проведенному исследованию положило наблюдение за тем, как активно участвуют на выставках образования в нашей стране высшие учебные заведения России. Но ведь отечественные ВУЗы работают в рамках Болонского процесса, который подразумевает, что казахстанские дипломы признаются в странах-участницах этого договора. В то время как Россия не является его членом. И мы решили ответить на основной вопрос потребителей: «а почему они не отдают свои деньги именно казахстанским вузам?». Так и родился наш рейтинг.

Первым шагом стал опрос учащихся 11 классов города. Им было предложено 44 варианта ответов о том, по каким причинам они будут поступать или не будут поступать в ВУЗы Казахстана. Ответ оказался ошеломляющим. Только 62 процента ребят остаются в Казахстане. Остальные предпочли обучение в ВУЗах Великобритании, США, Малайзии и России. Причем, это были ребята из элитных школ города. То есть страна фактически теряет в будущем перспективных специалистов.  Школьники выразили повальное недоверие казахстанскому диплому (68 процентов респондентов). Практически, это количество абитуриентов одного крупного вуза Казахстана. Опрошенные школьники хотят иметь в будущем хорошую работу и хорошую зарплату, что является основным мотивом при выборе того или иного высшего учебного заведения.

Именно это стало поводом для последующего опроса работодателей и тех, кто уже закончил ВУЗ и добился каких-то результатов на работе. Мы выбрали для оценки 10-балльную шкалу контроля конкурентоспособности. Существует удивительная закономерность, что когда потребители оценивают деятельность компании больше, чем на 8 баллов, то компания успешно развивается. А если результат менее 8 баллов, то со временем происходит сокращение или даже разорение бизнеса. Работодатели оценили качество подготовки молодых специалистов по 45 позициям. Как и предполагалось, в целом они высоко оценили работу КИМЭП, Университета Международного Бизнеса и Международной Академии Бизнеса. Совершенно неожиданно свое твердое место в этом списке занял Каспийский общественный университет, деятельность которого и работодатели, и выпускники оценили очень высоко. Это радует. Что не скажешь о других учреждениях высшего образования, качество работы которых опрошенные респонденты оценили довольно неоднозначно.

К сожалению, работодатели смогли дать высокий балл лишь такой черте, как уважение молодых специалистов к топ-менеджерам. Исполнительность, приветливое отношение к клиентам, соблюдение корпоративных норм труда, дисциплинированность, коммуникабельность, желание совершенствовать знания и навыки, владение иностранными языками получили слабенькую троечку. И уж совсем низкие оценки получили усидчивость, ответственность, готовность к обучению, владение базовыми и профессиональными компьютерными программами, широкий кругозор и инициативность работающей молодежи. А профессиональная логика не дотянула даже до кола.

Опрос красноречиво показал, что работодатели в целом негативно оценили качество подготовки специалистов ВУЗами города Алматы. Они высказались, что молодые специалисты не просто не имеют практических навыков, они часто не выдерживают работы и увольняются, а компании терпят значительные убытки из-за их работы. Затрачивая усилия и средства на переобучение и повышение квалификации таких работников, работодатели тревожатся, что потом эти молодые люди, уже как более опытные, переходят на работу в другие места. Собственно, половину вины в этом принадлежит самим компаниям. Как никто другой – государство, министерства, сами ВУЗы – они должны быть заинтересованы в том, чтобы высшее образование было качественным. Но об этом чуть позже.

Этот рейтинг на самом деле является народным. Мы были приятно удивлены активностью наших респондентов и приносим им огромную благодарность за выражение своей гражданской позиции. Видимо, в сфере высшего образования наступило время реальных перемен. В целом молодые специалисты оценивали качество своей подготовки по 100 позициям, которые полностью соответствуют государственным требованиям к высшему образованию.

То, что ВУЗы города Алматы получили оценку, ниже уровня конкурентоспособности уже не вызывает удивления. Опрошенные выпускники с горечью замечают, что при поступлении в конкретный ВУЗ их ожидания были намного выше. К сожалению вступив в международную систему обучения, все алматинские альма-матер имеют всего лишь национальный статус. И практически никто не реализует полноценно программы двойного диплома совместно с зарубежными ВУЗами.

Грамотность и компетентность професорско-преподавательского состава алматинских ВУЗов признали лишь половина опрошенных респондентов. Только треть наших преподавателей работает от души и сердца, имеют широкий кругозор, знают современные тенденции в своем деле. Иностранные преподаватели и специалисты компаний практически не ведут занятия у студентов-бакалавров. Правда, перечень ВУЗов, получивших высокую оценку респондентов здесь значительно шире – Казахский Университет Международных отношений и Мировых языков им. Абылай Хана, Академия бизнеса и моды «Сымбат», Каспийский общественный университет, Казахстанский Национальный университет им. С.Д.Асфендиярова, Международная Академия Бизнеса, Казахская Академия Спорта и Туризма, Университет Международного Бизнеса и КИМЭП. К слову сказать, нашим преподавателям работать в современных условиях крайне сложно. Вместо полноценной творческой работы со студентами, они вынуждены обслуживать тяжелую бюрократическую махину Министерства образования и науки РК. Постоянные проверки, СМК, аттестации и аккредитации оказалось важнее, чем истинное качество подготовки молодых специалистов.

Четверка лидеров рейтинга вновь получает наивысшие баллы по организации учебного процесса и учебно-методической работе. Это, пожалуй, самые ответственные моменты всего учебного процесса. Все же студенты проводят значительную часть времени в университете и для них очень важно обеспечивать комфортные условия обучения. Но, к сожалению, в основном большинстве алматинские ВУЗы не могут обеспечить рабочую атмосферу в своих стенах. Выпускники жалуются, что в расписании бывали часто накладки либо с аудиториями, либо с предметами. Сами аудитории расположены так, что приходилось ходить с одного конца учебного корпуса в другой. Жаркое солнце в теплые дни, холод до онемения в прохладные – это норма учебных аудиторий. Маленькие перерывы, так, что ни перекусить, ни передохнуть.  Отсутствие горячей воды в рукомойниках, дорогое и скудное меню в буфетах и столовых – на эти и еще многие другие бытовые неудобства сетуют опрошенные респонденты. Звонки с пары редкость. Задания на дом не всегда давались. А уж организация рубежного контроля – притча во языцех. То есть большинством наших ВУЗов всё было сделано так, чтобы осложнить и без того нелегкую жизнь студентов. Силлабусы и учебные материалы студенты не получают вовремя, если получают вообще. Как правило, задания на курсовые и дипломные не просто не сформулированы четко, а еще и не содержали современных источников научной и учебной литературы. Задания для дипломной работы выдавались на 3-м курсе, но это выражалось лишь в заявлениях о теме и руководителе дипломной работы. Большинство преподавателей практически не были заинтересованы в том, чтобы студент в полном объеме отчитывался о проделанной работе. Более того, им была неинтересна точка зрения студентов. Собственно, поэтому не стоит удивляться, что молодые специалисты просто не умеют вести переговоры и диалоги. Преподавателя в это время больше волнуют какие-то другие вещи, совершенно не относящиеся к знаниям студентов. Или очередная проверка, или внутренние противоречия в коллективе или то, как распределить свою небольшую зарплату, чтобы ее хватило до следующей получки.

ВУЗ – это следующие серьезный этап в социализации молодого человека. Поэтому воспитательная работа должна быть организована с особой тщательностью. ВУЗы часто проводят какие-либо мероприятия, и большинство  (64 процента опрошенных) в них участвовали. Среди ВУЗов в этом лидируют Казахская Академия Спорта и Туризма и Каспийский Общественный университет. Остальные же поражают результатом. Судите сами. Прекрасных кураторов отметили только 16 процентов респондентов, старост групп – 24, к деканам факультета могли свободно обратиться 36 процентов опрошенных, а к заведующей – только 15, в ректорат – 6, а лично к самому ректору не смог обратиться никто. В общественной жизни ВУЗа, города и страны принимали только 6 процентов выпускников. Практически никаких экскурсий и отдыха с группой. Чему же тогда удивляться, что работодатели жалуются на отсутствие лояльности к членам коллектива у молодых специалистов. Не воспитано это в студенческие годы.

Материально-технической базе обучения уделяется много внимания. Действительно, оплачивая значительные суммы за обучение, приходить каждый день в обшарпанные стены и сидеть за разбитыми партами, согласитесь, просто стыдно. К слову говоря, большинство иностранных ВУЗов неокупаемы даже при высокой стоимости обучения, ведь материальная база – это самая большая статья расходов. И без спонсоров (читай заказчиков на дипломированных специалистов) они не обходятся. И поэтому интерактивными досками, бесплатным интернетом и уж тем более Wi-Fi, видеофильмами и презентациями компаний на занятиях, интерактивными лекциями и постоянной связью с преподавателем могут похвастаться лишь единицы учебных заведений. В этом рейтинге самые высокие оценки получили КИМЭП, UIB, МАБ, Каспийский и замкнул группу лидеров КазЭУ им.Т.Рыскулова.

Эти же ВУЗы демонстрируют высокий уровень обеспеченности учебной литературой и оснащенности своих читальных залов. Отрадно, что более половины всех опрошенных респондентов оценили высоко доброжелательность и компетентность сотрудников вузовских библиотек. Огромный минус в работе библиотек – это низкие показатели книгообмена. Только 6 процентов респондентов пользовались этой услугой, если в собственной библиотеке не было необходимой книги. Восемь процентов опрошенных отметили, что в библиотеках имеются издания на языке оригинала. Учебная и научная литература текущего года выпуска была доступна пяти процентам опрошенных.

Оценка знаний студентов – это особый разговор. По-нашему мнению, именно в них кроется причина коррумпированности в ВУЗах (рисунок 1). Это уже без комментариев.

Рисунок 1 – Организация оценки знаний студентов в ВУЗах города Алматы (в % к опрошенным респондентам)

Педагогическая нагрузка казахстанских преподавателей составляет 700-800 часов в среднем на 1 человека за учебный год. Сравните с нагрузкой преподавателя в США – 220 часов. Такая низкая ставка сделана специально для того, чтобы преподаватель мог заниматься научной работой, которая составляет основу учебных материалов. Если кто-то бывал на лекциях иностранного преподавателя, то наверняка отметил, что каждую новую мысль они начинают с собственных исследований. Это именно тот опыт, который отечественные образовательные учреждения должны были применить в своей практике в первую очередь. И даже удивительно, что при сильной загруженности преподаватели Академии «Сымбат», КазУМОиМЯ, Каспийского, UIB, КазНТУ им.Сатпаева успевают работать в этом направлении со студентами и достигать каких-то определенных успехов. Причина же низкого рейтинга остальных ВУЗов нашего города кроется в следующем (рисунок 2). Мы видим, что опрос зафиксировал, что большинство студентов участвовали в международных конференция – это иллюзия, так как существует множество административных мер (вплоть до не допуска к сессии), чтобы „обеспечить“ такое вот участие. Увы.

Рисунок 2 – Научно-исследовательская работа студентов (% к числу опрошенных)

И, наконец, о главном – трудоустройстве выпускников. В этом рейтинге лидируют всего два  вуза – КИМЭП и Каспийский общественный университет. В остальных вузах только половина из них предоставляют места для профессиональной практики, 22 процента  — обеспечивают трудоустройство (это всего 3-4 ВУЗа), руководители дипломной практики не посещают место практик своих студентов и не контролируют ее результаты. Менее одного процента опрошенных отметили, что у них была международная практика. Хотя наши ВУЗы работают по международным стандартам. Международным ли?  Абсолютное большинство предприятий (99,4%) незаинтересованы в результатах профессиональной практики студентов. В ведущих московских ВУЗах существует практика, когда каждый преподаватель является сотрудником какой-либо компании. Он может быть членом Совета Директоров, консультантом, аудитором и так далее. Это позволяет им иметь неплохой дополнительный заработок, но самое главное они всегда в курсе реального состояния дел в практике и учат этому своих студентов. Наши же преподаватели, имея невысокие зарплаты, вынуждены бегать из одного ВУЗа в другой, чтобы свести концы с концами. Какая же тут практическая и научная деятельность.

 Интересно, а подсчитывал ли какой-нибудь крупный холдинг (например, банк), сколько денег он тратит на переподготовку молодых сотрудников и сколько теряет от низкого качества их работы? Может быть разумнее эти деньги направить в вузы, чтобы они могли создать нужные учебные курсы, привлечь по-настоящему грамотных специалистов для проведения занятий, организацию качественной практики для студентов? Это общепринятый метод сотрудничества компаний с вузами за рубежом. Польза от этого для всех очевидна. Основная же причина, по которой многие ВУЗы при опросе потеряли рейтинг – это профанация с отчетностью по трудоустройству. ВУЗы рапортуют о высокой степени трудоустройства своих выпускников. Но вот только умалчивают, что не выдают дипломы, пока те не принесут справку о трудоустройстве и фиктивный договор о сотрудничестве с этой компанией.

Об этом и многом другом мы узнали, проводя свой пилотный опрос. Остается надеяться, что наши ВУЗы все-таки реально задумаются не о рейтингах, а о своих собственных, реальных достижениях. Посмотрят наконец-то с позиций потребителя, тем более, что развитие рынка услуг образования стоит перед следующим серьезным испытанием. Мы стали свидетелями кризисов конца 80-х годов, 1998 и 2008 года. Согласно экономическому учению о природе кризисов, следующий не за горами – в 2018 году. Как верно отметил в свое время академик Аганбегян, перед кризисом начинается рост цен, рост доходов. И если сейчас в Казахстане только Алматы и Астана по уровню доходов находятся в рынке, то через 5 лет возможно уже все население достигнет этой границы, увеличив свои доходы минимум в 2 раза. А это означает, что студенты и работодатели не будут в 2 раза больше платить за учебу. Они будут в 2 раза требовательнее подходить к выбору ВУЗа. Поэтому готовьтесь, господа преподаватели, к серьезной проверке цивилизованным рынком вашей деятельности.

 

Элина Синицына

кандидат экономических наук (PhD)

Директор Агентства RoSta

Член Гильдии Маркетологов России

Президент Международного Форума Маркетологов

 

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены