Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Пост-релиз встречи Дискуссионного клуба Гильдии маркетологов 27 марта 2023 г.

По многолетней традиции в конце марта цех «Маркетинг розничной торговли и потребительских товаров» Гильдии проводит дискуссионную встречу с рядом запланированных выступлений.

В этом году было 5 выступлений (файлы доступны по ссылкам):

1. Что происходит с повседневным потреблением? (Березин И.)

2. Что происходит в ритейле? (Гвоздик О.)

3. Что происходит на фарм-рынке? (Зуенкова Ю.)

4. Что происходит на рынке климатической техники? (Хачатрян М.)

5. Изменения на косметическом рынке в сегменте масс-маркет (Ермолина В.)

 

Но сначала мы поздравили нашего Президента с Днем рождения. Пожелания были как от многолетних коллег, так и от студентов РГГУ.  

 

В своем выступлении Игорь Березин рассказал об итогах 2002 г. и ожиданиях в 2023 г. на примере потребительского поведения, рынка легковых автомобилей, рынка мебели, сбережений.

Тезисно:

Потребители:

· После 5 лет (практически) непрерывного падения до 2018 г., в 2019 — 2021 гг. реальные повседневные расходы росли 7 кв. подряд, а потом еще 3 кв.

· В 2022 в 1 кв. номинальные расходы сильно выросли и компенсировали инфляцию. А в 2 – 4 кв. номинальный рост расходов был сильно меньше инфляции и реальные расходы снижались на 6% кв / кв.

· Наиболее вероятный (желаемый) прогноз на 2023 г. такой: номинальный рост 8 – 9%, реальный — 1%, при инфляции в 7 – 8%.

Авторынок, на примере легковых и легких коммерческих авто:

· Рынок отброшен на 25 лет назад.

· Иномарки 3 – 7 летние, впервые ввезенные в Россию опять будут считаться «новыми» авто.

· Благоприятный прогноз на 2023 г. – рост продаж до 700 – 750 тыс. шт. Пессимистический – снижение до 600 тыс. шт.

Рынок мебели:

· В Ковид (2020 – 2021) рынок вырос на 40% в рублях, на 15-20% в натуральном выражении.

· В 2022 рост в рублях чисто инфляционный, в натуральном выражении – снижение на 10%.

· Доля импортной мебели снизилась с 42% в 2021 до 26% в 2022 г.

· Продажи российской мебели розничных ценах) выросли на 35-40%; за счет инфляции и замещения импорта.

· Наиболее вероятный прогноз на 2023 г. такой: снижение в штуках на 5%, при росте цен в рублях на 5 – 10%.

· Локомотивом развития по-прежнему является активный ввод нового жилья, и связанные с ним «цепочки переездов». + Ремонт + Импорт-замещение.

Сбережения:

· За 10 лет объем банковских депозитов вырос в 2,5 раза — до 33 трлн. руб., кредитов – в 3,5 раза — до 26,5 трлн. руб.

· В 2022 впервые зафиксирован нулевой рост совокупных депозитов. В 2021 +2,5%. Резкое сокращение 1,5 раза) объема валютных депозитов было компенсировано номинальным ростом депозитов в рублях (на 10%).

· Темпы роста объема кредитов снизились до 9% в 2022, с 22% в 2021, и 15% в 2020.

· Соотношение объема кредитов / депозитов достигло исторического максимума.

 

Выступление Гвоздика Олега было посвящено тенденциям рынка фуд-ритейла:

Отдельные цифры:

· Оборот розничной торговли (доля фуд – 49,5, нон-фуд – 50,5%) в России снизился на 6,7% по сравнению с 2021 г. и составил 42,5 трлн рублей (Росстат).

· Доля онлайн-торговли – 7% от общих продаж товаров FMCG. По всем товарам – 9%. Лидеры — Ozon, Wildberries и «Ситилинк» (их доля в общем объеме интернет-продаж составила 39%).

· ¾ онлайн-продаж происходит по распродажным скидкам.

· Доля продаж по промо-акциям – около 35-50% в обороте в зависимости от формата магазинов.

· 82% покупателей СТМ сравнивают цены СТМ магазина с ценами на товары ведущих производителей.

· Рынок доставки продуктов питания — 600-620 млрд руб.

· Россияне стали заказывать меньше готовых рационов питания.

Тенденции на 2023-2024 гг.:

· Замедление роста продаж основных участников рынка за счет: слабого спроса, замедления инфляции, дефицита кадров, роста издержек.

· Основной рост рынка за счет:

· консолидации рынка за счет поглощений

· увеличивающейся доли дискаунтеров, в частности «жестких» (по отд.оценкам до 9-10% к 2026 г.)

· Рост доли продаж СТМ в общих продажах (как по количеству, так и по обороту) – до 15-18% (за исключением жестких дискаунтеров).

· Дальнейшее усиление омниканальности продаж.

· Дальнейшая трансформация ассортимента ключевых категорий (молочка, кондитерка, колбасы, ФрОв, бытовая химия и косметика).

 

В докладе Зуенковой Юлии отражены тенденции фармрынка:

· Высокий рост рынка (+12%), основной драйвер роста – аптеки

· Сезонные заболевания провоцируют рост рынка

· Рост средневзвешенной стоимости упаковки на 18% при средней наценке 25%

· Чаще всего в 2022 г. покупали лекарства ценового сегмента 150-500 руб.

· Прирост он-лайн заказов в 2022 г. составил 54% (доле Есом – 11,6%)

· В 2023 г. рынок может вырасти от 4 до 8%

· В докладе очень подробно охарактеризованы черты покупательского поведения.

 

Рынок климатической техники охарактеризовала Хачатрян Мина на примере торгово-производственного холдинга «Русклимат», где она работает уже много лет.

Выступление, как всегда, было эмоционально окрашено, и показаны высокие результаты позиционирования брендов Компании, захват освободившихся долей рынка за счет новых и развивающихся брендов компании.

 

 

Доклад Ермолиной Валерии, работающей в компании Л’Ореаль маркетинг-директором, был посвящен тенденциям рынка косметики сегмента масс-маркет:

· Рост цен в категории красота за год составил 25,4%

· Доля он-лайн продаж с 2019 г. выросла с 8 до 22% в 2 и 22 г., прогноз на 2023 г. – 28%

· 64% покупателе делают покупки как в offline, так и в online каналах

· 37% покупателей переключаются с профессиональных на масс бренды

· Доля рынка в e-commerce стабильно растет у локальных игроков (Россия и Беларусь)

· Топ 10 товаров в каждом бренде способно образовывать около 35% всех продаж.

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены