В январе текущего года средний чек продемонстрировал традиционное для первого месяца года снижение. Он похудел на 58 рублей или -9,8%, снизившись до 533 рублей. Относительно января 2016 года (577 руб.) роста чека тоже не случилось. Январский чек нынешнего года не смог обогнать и значение двухлетней давности (587 руб.), хотя все же превысил показатели 2014 и 2013. То есть восстановление проходит крайне затруднительно. Средние чеки обеих столиц в январе потеряли относительно декабря 10-11%, но питерский чек по-прежнему остается выше московского. В разрезе торговых каналов наблюдается тревожная тенденция по 30-процентом сокращению чека в магазинах традиционной торговли, где размер чека сравнялся с показателями 2012 года. Наибольшую стабильность чек демонстрирует в дискаунтерах, которые потребители используют именно как магазины у дома, поэтому праздничная закупка влияет на размер чека не столь ощутимо.
Индекс «Среднего чека» рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 30 000 покупателей в 180 городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.
В январе текущего года средний чек продемонстрировал традиционное для первого месяца года снижение. После бурного декабрьского роста в связи с предпраздничными покупками в январе чек потерял сразу 58 рублей или -9,8%, снизившись до 533 рублей. В разрезе года средний чек тоже показал снижение. Напомним, что в январе 2016 года средний чек равнялся 577 рублям, а годом ранее – и того больше – 587 рублей. Нынешний же январский чек смог обогнать только аналогичные значения 2014 и 2013 годов, когда чек составляя 501 и 514 рублей соответственно.
Карта 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.
Источник: Romir Scan Panel, январь 2017
Средний чек похудел повсеместно, во всех федеральных округах и типах городов, хотя и с разной интенсивностью. Так, самое скромное снижение среднего чека было отмечено на дальнем Востоке (-4%), на северо-западе (-6,7%) и в Приволжском округе (-7%). В Сибири (-11%) же и на юге (-19%) страны, где, напомним, в декабре средний чек показал самый ощутимый рост, в январе было зафиксировано и самое его резкое падение.
Диаграмма 1. Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.
Источник: Romir Scan Panel, январь 2016 – январь 2017
10-процентное сокращение среднего чека в центральном регионе страны полностью совпало с аналогичным снижением чека в столице. Москвичи в среднем тратили 708 рублей за один поход в магазин в январе против 775 рублей в декабре.
А средний чек в Питере уже в который раз опережает по размеру московский. Его январское снижение тоже оказалось ощутимым – с 781 до 720 рублей, что составляет -11%. Однако, что в декабре, что в январе чек северной столицы остается лидером. Хотя нельзя не отметить, что размеры средних чеков в обеих столицах остаются ниже значений 2014 года.
В миллионниках в январе средний чек потерял -9,5% своей стоимости. А относительно января 2016 года снижение чека составило -8,7%. Однако еще большее сокращение чека показали покупатели из городов с население свыше полумиллиона. Они, напомним, в целом демонстрируют самый экономичный подход к тратам. Вот и средний чек после роста на 13% в декабре в январе потерял -10,4%. А относительно года предыдущего сокращение чека в пятисоттысячниках составило -11,3%.
Жители стотысячников в целом ровнее ведут себя в ежедневных тратах. И средний чек демонстрирует меньшие колебания. В январе относительно декабря средний чек в этом типе городов сократился на -7,6% и почти сравнялся со значением января 2016 с точностью до -0,7%.
Если говорить о поведении среднего чека в различных торговых каналах, то здесь прослеживается несколько тенденций. Во-первых, продолжается тренд на общее снижение среднего чека в магазинах традиционной торговли. Если в декабре в этом типе магазинов был зафиксирован самый высокий рост чека, то в январе наблюдалась ровно обратная картина. Чек похудел на -17,8%. Но самое печальное, что в разрезе года он потерял -30%. На данный момент чек в магазинах, торгующих через прилавок, откатился к значениям 2012 года.
После декабрьского всплеска средний чек в гипермаркетах в январе опять пошел на убыль, потеряв -12% к предыдущему месяцу. Относительно января 2016 года чек в гипермаркетах похудел на -12,3% и почти сравнялся со значением января 2012 года.
В супермаркетах и дискаунтерах ситуация со средним чеком в январе оказалась несколько лучше, так как покупатели используют эти каналы для ежедневных покупок, поэтому влияние праздничной закупки не столь велико. В супермаркетах чек в январе похудел относительно декабря на -9,7%. Однако в разрезе года падение оказалось более ощутимым и составило -14,3%, что эквивалентно размеру чека в январе 2012 и 2013 годов.
В дискаунтерах же, которые становятся все больше и больше просто магазинами у дома, за месяц средний чек потерял -6,4%. За год же средний чек в этом канале похудел на -9,1%, и это лучший показатель среди других типов каналов.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81,