Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

517 рублей потратил в июне 2017 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

Июнь оказался не типичным для ряда сложившихся потребительских трендов. Так, вместо традиционного сезонного снижения общие расходы россиян в июне текущего года выросли. И средний чек после многомесячного снижения в июне сменил отрицательную динамику на положительную. Таким образом, средний чек в первом летнем месяце прибавил почти 1% к майскому значению и достиг показателя в 517 рублей. В годовом выражении, правда, рост оказался не столь впечатляющим и составил всего 2,8%, что значительно не дотягивает до уровня накопленной инфляции за период в 4,4%. В рамках стратегии интенсивного шопинга, когда покупатели посещают большее количество торговых точек в поисках лучших предложений, продолжается рост среднего чека в дискаунтерах и магазинах у дома. За месяц чек в этом канале прибавил 3,1%, а за год – рекордные 14%.

Индекс «Среднего чека» рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 30 000 покупателей в 180 городах с населением свыше 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

Как и общие повседневные расходы, которые вопреки традиционному падению в июне, в первом летнем месяце текущего года выросли, так и средний чек после многомесячного сокращения в июне сменил отрицательную динамику на положительную.

Диаграмма 1. Динамика среднего чека, в рублях.

Динамика среднего чека, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, январь 2013 – июнь 2017

Так, в первом летнем месяце средний чек составил 517 рублей, что на 5 рублей или почти 1% больше майского значения. Таким образом, чек не просто вырос, а даже превзошел величину официальной месячной инфляции в 0,6% (см. Диаграмму 1). Относительно июня прошлого года, когда размер чека составлял 504 рубля, он прибавил всего 2,8%, что значительно не дотягивает до уровня накопленной инфляции за период в 4,4%.

Свой вклад в рост среднего чека в июне внесли, прежде всего, жители Южного округа, где чек поправился за месяц на 4,6%. Рост чека на 2,8% также был зафиксирован в Приволжском округе. В Центральном (+1,2%) и Уральском (+0,9%) округах чек тоже вырос, хотя и скромнее. А вот сокращение чека на северо-западе страны (-4,5%) и на Дальнем Востоке (-8,5%) общую картину роста немного подпортило.

Карта 1. Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, июнь 2017

Отметим, что как и в Северо-Западном округе в целом, в Питере средний чек в июне также  показал отрицательную динамику, чего не наблюдалось уже много месяцев. Так, чек в северной столице в июне остановился на отметке в 703 рубля, что на -1,8% меньше майского значения, когда он равнялся 716 рублям. За год, тем не менее, средний чек в Санкт-Петербурге прибавил уверенные 5,6%, поднявшись с 665 рублей.

Москва же, наоборот, прервала тренд многомесячного снижения чека, динамика которого сменилась в июне на положительную.  Столичный чек за месяц прибавил к майскому значению в 677 рублей 0,7% и достиг, таким образом, отметки в 682 рубля. Годовой же рост чека в Москве более чем вдвое превысил темпы инфляции и составил 9,1%, поднявшись с 625 рублей.

В остальных миллионниках средний чек за месяц не изменился. За год же он прибавил 5,2%. В пятисоттысячниках, где, напомним, и общие расходы за месяц выросли ощутимо, средний чек также вырос на рекордные 5,1%. Правда, годовой рост чека в этом типе городов оказался все же более чем скромным и составил всего 1,2%. В стотысячниках средний чек и в разрезе месяца, и года прибавил, причем с запасом относительно размера официальной инфляции. Так, за месяц чек в этом типе городов поправился на 0,8%, а за год – на 5,8%.

Июньское поведение среднего чека в различных торговых каналах продолжило тенденцию, заложенную в мае. В рамках стратегии интенсивного шопинга, когда покупатели посещают большее количество торговых точек в поисках лучших ценовых и продуктовых предложений, продолжается рост среднего чека в дискаунтерах и магазинах у дома. За месяц чек в этом канале прибавил 3,1%, а за год – рекордные 14%.

При этом средний чек куда скромнее растет в супермаркетах: +1,6% за месяц и +5,2% за год. Гипермаркеты же и этим похвастаться не могут. В них за месяц чек потерял -2,2%, а за год прибавил всего 1,9%.    

Но плачевнее всего ситуация обстоит в магазинах традиционной торговли. Апрельский всплеск в динамке среднего чека в этом канале оказался полностью нивелирован майским снижением, которое закрепилось и в июньской динамике. За месяц чек в магазинах, торгующих через прилавок, похудел на -0.4%, а за год он потерял -13,5%. 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81,

pressa@romir.ru

Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены